суббота, 1 октября 2011 г.

Самарканд расширил свои границы. Что будет с плантацией инжира?


Население Самарканда приблизилось к полумиллионной отметке. Это произошло после того, как  33 махалли пригородного Самаркандского района, решением областного Кенгаша народных депутатов, были присоединены к древнему городу. Площадь присоединенной территории составляет  3,36 тысячи гектаров, на ней проживает 84,7 тысячи человек.

К городу отошли селения, которые фактически уже входили в его составе. В одном из них, кишлаке Боги Майдон, расположенном прямо у дороги, ведущей в аэропорт, проживает и автор этих строк. Здесь давно нет ни гектара сельскохозяйственных угодий, никто не работает в сельхозотрасли. Вот уже несколько лет мы за коммунальные услуги платим не районным, а городским подразделениям соответствующих предприятий: горгазу и горводоканалу.
Такая же ситуация сложилась и в сфере коммуникации, транспорта, производственных предприятий. Существовавшее положение создавало неудобство и властям: было нелегко руководить территорией, разбросанной вокруг города. Особенно было трудно районному руководству содержать в надлежащей чистоте улицы, по которым проезжали многочисленные иностранные гости. Дело в том, что в структуре сельской районной администрации отсутствует подразделение, занимающееся уборкой и  благоустройством. Поэтому эту работу приходилось выполнять нам, жителям махаллей во главе с председателями махаллинских комитетов – аксакалами.
Через наш кишлак проходит трасса, связывающая центр Самарканда с обсерваторией Улугбека – одним из наиболее значительных научных центров средневековья, построенном в 1429 году правителем Мирзой Улугбеком. Это означает, что улица наша должна всегда быть чистой и ухоженной. Ведь гостям, проезжающим через нее, мы обязаны показать благоустроенный Самарканд. Памятуя об этом, чиновник областного масштаба почти каждый день проверял ее состояние. Заметив мусор, он тут же ставил в известность председателя сельсовета,  тот – аксакала  махалли…
Нынешней весной аксакалов вынудили, срубив плодовые деревья, посадить декоративные. Также за свой счет им приходилось покупать саженцы цветов и в течение весны и лета заниматься уборкой и благоустройством. Поэтому их лица светятся радостью. Ведь с переходом в город они, как надеются, практически будут освобождены от этой дополнительной принудительной обязанности. Теперь этим будет заниматься соответствующая городская служба.
Как видим расширение границы города Самарканда за счет прилегающих к нему селений выгодно и верхам, и низам. Но есть здесь одна важная проблема. Они связана с плантацией инжира, которая расположена на территории села Баги Баланд и занимает площадь почти в 50 гектаров. Это уникальная, в своем роде единственная в Узбекистане, такая плантация. Нигде больше, во всяком случае вокруг древнего города, вы не найдете такой сладкий, сочный, вкусный инжир. Это как самаркандская лепешка – только здесь и больше нигде.
Что ждет инжировый сад в недалеком будущем, когда территория, на которой он находится, официально перейдет в состав города? Ведь, в городской администрации нет структуры, занимающейся сельским хозяйством. На этот мой вопрос не смог ответить работник сельского схода граждан, к которому относится село Баги Баланд. Неужели будет погублен еще один бесценный дар природы?
Сессия областного Кенгаша народных депутатов приняла свое решение. Теперь оно будет рассматриваться в Олий Мажлисе (парламенте) страны. Остается надеяться, что депутаты парламента при утверждении решения своих самаркандских коллег с пониманием  подойдут к вышеуказанному вопросу. Любым путем необходимо сохранить инжирную плантацию. Это намного больше, чем только экологическая проблема…
Тошпулат  Рахматуллаев
Источник: http://ca-dialog.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий