вторник, 26 августа 2014 г.

Художник Ахмад Умаров: моя новая картина мой подарок родному Самарканду

В Самарканде состоялась презентация крупного исторического полотна местного художника Ахмада Умарова «Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор». Данное произведение художника итог его четырехлетней напряженной и творческой  работы.



В презентации принимали участие члены Академии художеств Республики Узбекистан, коллеги Умарова, его друзья и близкие родственники, представители творческой интеллигенции Самарканда. Выступавшие на данной церемонии профессор Юсуф Абдуллаев, бывший хоким Сиабского района города Самарканда Фаррух Хашимов, член Академии художеств Республики Узбекистан Нуриддин Калонов, художник график Акбар Фазылов, историк-исследователь Комилхон Каттаев и другие, говоря о значении данной  работы А.Умарова, отметили ее в качестве новой страницы в истории изобразительного искусства Узбекистана.
Во время презентации

Картина размеров 201Х302 см посвящена историческому событию – строительстве медресе Шердор на площади Регистан. Медресе было построено правителем Самарканда Ялангтушом Баходиром в 1619-1636 годах. А.Умаров в качестве сюжета своей картины выбрал последний период строительства этого величественного и красивого сооружения. Здание уже построено, видны красивые минареты. Осталось только оформить входной портал. Каким должен быть этот портал, который находится симметрично напротив медресе, который был построен двести годами раньше самим Мирзо Улугбеком?

«Мне хотелось показать и процесс созидания, и реальные исторические лица того времени, которые оставили глубокий след в истории монументальной культуры Узбекистана, –  говорит Умаров. – После долгого поиска, многочисленных консультаций с историками, учеными-архитекторами, нашел сюжет: Ялангтуш Баходир знакомится с итогом конкурса по оформлению входного портала медресе».
Центральный сюжет картины 

Да, в центре картины изображен правитель Самарканда, который известен покровительством науки, культуры, архитектуры. Кстати, медресе Тиллакори, которое стоит между медресами  Улугбека и Шердора, и придает ансамблю Регистан законченный вид, тоже построен Ялантушом. В картине также изображены духовный наставник правителя Ходжа Хошими Дахбеди, главный архитектор медресе Шердор Абдужаббор, художник Мухаммад Аваз и другие.  

Общественность Самарканда тепло приняла новую картину Ахмада Умарова. «Да, в изобразительном искусстве Узбекистана существует исторический жанр. Но то, что мы видим сегодня это принципиально новая работа, – подчеркнул профессор Ю.Абдуллаев. – Мы до сих пор в этом направление имели исторические сюжеты, портреты исторических личностей, изображения памятников. А в картине Умарова показан процесс созидания, на основе которого лежит исторический факт». По мнению ученого-историка, данная картина должна войти во всех учебниках истории Узбекистана.

Для такого огромного полотна необходимо выделит специальное помещение, хотя бы один большой зал, считает Ф.Хашимов. «Я видел, как под картиной Александра Иванова «Явление Христа народу» было занято три помещения, – говорит он. – Там, кроме самой картины, были представлены рабочие эскизы, групповые эпизоды и все, что связано с процессом создания полотна. И у Умарова много заготовок, эскизов».

Поздравление коллег 
По словам К.Каттаева, в процессе создания картины А.Умарова в Самарканде два раза побывал председатель Международного благотворительного фонда имени Ялантуша Баходира из Казахстана Тулейходжа Хасан оглы. Он настойчиво просил, чтобы картину  после завершения продали ему. «Гость говорил, что готов платить любую сумму за эту работу. Но Ахмад ака сказал, что его картина остается в Самарканде и никогда, ни при каких условиях не покинет территорию Узбекистана», –  сказал мой собеседник.

Действительно, выступая в конце презентации, Ахмад Умаров поблагодарил присутствующих с теплым приемом своей работы и подчеркнул, что это произведение не продается, и он дарит его родному Самарканду.

Несколько слов о художнике. Ахмад Умаров является выпускником факультета художественной графики Ташкентского пединстута. Он с 1982 года принимает участие в областных, республиканских, региональных и международных выставках. В частности, выставки творческих работ прошли в 2006 году в России, в 2008 году – в Египте. Его произведения нашли свое достойное место в музеях, галереях и частных коллекциях в Англии, Италии, России, США, Франции, Японии и других странах.

Ахмад Умаров – член Творческого объединения художников Академии художств Узбекистана и ассоциации “Хунарманд” (“Ремесленник”). В 1993 году основал школу “Исскуство восточной миниатюры”. У него много учеников и последователей.  

Тошпулат Рахматуллаев



1 комментарий:

  1. Elizabeth E. Bacon "Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change”, Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.
    Перевод мой - А.
    сс.17-19
    Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям. К концу 13 века, например, Хорезм стал тюркоговорящим городом. В начале 16 века эти оазисные города были завоеваны тюрко-"монгольскими" династиями ведущими свое происхождение от предка по имени Узбек. С этого времени имя Узбек применялось к этим династиям и к некоторым из их племенных последователей, но не к тюркским жителям городов и деревень которые приняли таджикский образ жизни. Те стали известными как "сарты" - слово индийского происхождения означающее "торговец" - которое ранние тюрки применяли к оазисному ираноязычному народу как альтернативу (названию) таджик. При узбекских династиях (название) "сарт" относилось к образу жизни и применялось кочевниками по отношению к жителям оазисов вообще - независимо от того была ли их речь персидской или тюркской. Русские царского режима следовали этой же практике различая сартов, с характеристиками оазисной культуры - большинство из которых было тюрко-говорящими, и узбеков, которые сохраняли некоторые остатки племенной культуры. Советский режим, с другой стороны, считал (название) "сарт" уничижительным и исключил его из русского языка. В советском использовании название узбек было расширено чтобы включить все группы разговаривающие на родственных тюркских диалектах: тех, которые раньше были известны как сарты, оседлые народы которые сохранили некоторую память о племенном происхождении, и племена, которые продолжали вести частично пасторальную жизнь на границах оазиса. Среди этих последних были такие отдельные племенные группы как кипчаки, которые насчитывали 33 502 (человек) в 1926 году, курама (50 218 человек), и турки (29 500) 7.
    Название узбек т.о. включает довольно неоднородное население варьируюшееся в культуре от полностью оседлых торговцев и ремесленников до полукочевых сообществ, имеющих сильную племенную ориентацию. В физическом облике существует такое же разнообразие. Многие узбеки являются кавказоидами памирского типа, которые абсолютно ничем не отличаются от своих таджикских соседей, но среди некоторых - даже среди тех кто был известен как сарт, видны намеки на монголоидных предков. Монголоидные черты более заметны среди тех, кто принадлежит к племенной памяти или культуре, но в целом узбеки менее монголоидны, чем казахи и киргизы. Узбеки наиболее многочисленны среди коренных жителей Центральной Азии, они составляют большинство населения оазисов, которые поддерживают плотное население. В 1959 году узбеки в Советском Союзе составляли 6 015 000 из которых 5 038 000 проживали в Узбекской ССР. Из оставшихся 454 000 проживало в Таджикистане - число которых отражает продолжающийся сдвиг среди оазисных жителей от таджикской персидской речи к узбекской тюркской. Анализ оазисной культуры сделанный в этом исследовании основан существенно на традиционной сартской культуре. Там где отклонения в направлении консерватиной таджикской или племенной узбекской культуре упоминаются, это будет специально оговорено...

    ОтветитьУдалить