вторник, 2 августа 2011 г.

Миграция: благо или …?


Действительно миграция что: благо или зло для общества? У нее больше «плюсов» или «минусов»? Каковы последствия миграция для общества, государства, самого мигранта и его семьи?
Для многих мигранты — это мардикоры, т.е. поденщики, которые в поисках работы покинули свои родные места и «батрачат за денежного господина».  Господствует мнение, что до недавнего времени «все было хорошо» и миграция бич последнего десятилетия. 

На самом деле миграция существовала всегда. Еще в первобытное время люди в поисках пищи, плодородной земли перемещались и часто меняли свое место жительство. История знает, что современный этнический состав Европы формировался в течение первого тысячелетия нашей эры в результате Великого переселения народов. А Великие географические открытия стали причиной возникновения новых государств, куда стремились миллионы людей из Старого света. 
Двадцатое столетие, особенно его вторая половина, стало периодом, когда беспрецедентно возросли масштабы миграции. Именно в это время возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы ХХ века появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов».
Определенные изменения в направлении и характера миграции внесло крушение так называемой мировой социалистической системы. Этот фактор вместе с другими, такими как, ослабление Китаем ограничений в торговле, снижение стоимости транспортных перевозок и развитие коммуникации, стали причиной быстрого развития миграции.  Появились новые страны как поставщиков рабочей сила, так и их принимающих. В результате в последние годы наблюдается увеличение миграционной мобильности населения, усиление интенсивности потоков международной миграции. Если  в 1960 году в мире было 3,2 млн. мигрантов, то в 1995 году — 35 млн., а в 2011 году их число достигло 214 млн. человек. 

Под миграцией понимается пространственное движение населения,  перемещение с одной территории в другую. Главной причиной миграции является разница в уровнях заработной платы. Анализирую сложившуюся ситуацию, как в Узбекистане, так и в других странах мира, эту причину можно указать в качестве основополагающей и для миграции внутри страны, и между странами.   Это —  причина экономического характера. Но миграция связана и с факторами неэкономического характера, к которым относятся политические, национальные, религиозные, семейные и другие причины.
Внутристрановая миграция у нас проявляется в перемещение сельского населения в городах в поисках работы. В результате в областных центрах, особенно, в столице — Ташкенте увеличивается поток людей, желающих продать свою рабочую силу.
Широкие возможности межстрановой миграции открылись после развала советской системы. С развитием рыночной экономики наша страна стала полноправным участником внешнеэкономических отношений. Экспорт и импорт трудовых ресурсов являются частью этих отношений. Наши соотечественники трудятся в США, Южной Корее, Израиле, Италии, Греции, Португалии, а также в России, Казахстане. 
Трудовая миграция имеет существенные экономические и социальные последствия,  как для страны-поставщика рабочей силы, так и для принимающей страны.
Основную долю дохода страны – экспортера рабочей силы составляют переводы эмигрантов из-за рубежа. Но, помимо этого к  доходам можно отнести налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Все это, конечно, при легально и законной миграции.
Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.
Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так в 70-е годы ХХ века египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них  стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
— повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос, а товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
— при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
— иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они пор­ами могут быть уволены;
— иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Практика показывает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в семьях переселенцев. В Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%.
В ряде стран целые отрасли зависят от импорта рабочей силы. Исследования, проведённые в Дюссельдорфе (Германия), показали, что в результате отъезда иностранных рабочих уменьшается объём строительных работ, закроются многие сады, ясли, школы, прекратятся работы транспортной уборки мусора. Другие показательные данные: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении, в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии – 2/5 всех строительных рабочих и т.д.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести:
— возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ, основные из которых следу­ющие:
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источ­ник поступления валюты в страну. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте това­ров составляет 20%, услуг — 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше.
Роль частных переводов особенно велика для стран со средним уров­нем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представля­ет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэконо­мических связей.
Поступления от экспорта рабочей силы возраста­ют у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год, начиная с последнего десятилетия прошлого столетия. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализиро­ваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для Египта экс­плуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов ХХ века давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эми­грантов — более 3 млрд. долл.
В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспор­та.
По данным ООН  в 2011 году объем  денежных средств, официально переведенных мигрантами в страны своего происхождения, составил 300 млрд. долларов. Это намного больше суммы иностранных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта. Например, на денежные переводы мигрантов приходится свыше 20% ВВП Молдавии и Боснии и Герцеговины, а также свыше 10% ВВП Албании, Армении. Наибольшие доходы от трудовой миграции имеют Мексика, Индия и Филиппины. Так, переводы филиппинцев составляют 7,6 млрд. долларов.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления из­быточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального на­пряжения в стране.
3. Доходы трудовых мигрантов позволяют им обеспечивать себя и свою семью, смягчая  бремя на систему государственной социальной защиты и социального обеспечения.
4. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей си­лы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
 «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60 – 80% иммиграции в Германию, Францию.
Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.
Сейчас во всем мире стали говорить об «управление миграцией», о «государственном регулировании миграционных процессов». При этом стоять разные задачи пред экспортерами и импортерами рабочей силы. В этом деле Узбекистан является в основном страной-экспортером. Говоря о «минусах» и «плюсах» миграции, мы обязаны учитывать этот факт. Надо поступить так, чтобы трудовая миграция приносило нам больше пользы.
Опыт некоторых стран, в том числе, Китая и Филиппин, показывает, что грамотная миграционная политика способна обратить существующие негативные демографические и социальные факторы в преимущества. Многие развивающие страны заключили межправительственные соглашения со странами-импортерми, где оговорены условия приема и использования рабочих. 
У нас сейчас миграционный процесс развивается в основном стихийно. Среди мигрантов больше нелегалов, чем легально работающих соотечественников. Они в странах пребывания  социально не защищены.
Нам необходим «Закон о миграции», в котором учитывались бы все вопросы, в том числе: въезда-выезда граждан, внешнего трудоустройства, социального страхования за рубежом, правовой помощи и защиты, определения правового статуса мигранта и т.д. 
Правовое и организационное обеспечение экспорта рабочей силы в Узбекистане возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. Опыт других странах показывает, что, как и в других областях, и в вопросах трудоустройства за рубежом, не должно быть монополия. Так, в Казахстане кроме государственного органа существуют частные Бюро по трудоустройству за рубежом. Если гражданин не вернется после срока окончания срока контракта, строго наказывается руководитель частного Бюро. Это рассматривается в качестве мошенничества. К ответственности привлекается и гражданин. У Бюро достаточный уставной фонд, чтобы помочь вернуться мигрантам, которые по каким-либо причинам не сумевшим остаться до окончания срока контракта и не заработавшие на обратный билет необходимую сумму денег.
Становиться актуальным обучение будущих мигрантов. Им необходимо дать хотя бы минимум информации о законах и нормативных актах тех стран, куда они собирается поехать на работу. Надо через средства массовой информации развернуть широкую кампанию по всем аспектам трудовой миграции. Для этого сначала организовать обучающие семинары и тренинги для журналистов. Журналистов надо учить тому, что, когда речь идет о торговле людьми необходимо говорить только о «минусах», а когда о трудовой миграции — и о «плюсах» и о «минусах».  
Все усилия направить к тому, чтобы было как можно меньше вреда от миграции и  открылись широкие возможности для легальной миграции.  А тем временем число мигрантов будет неизменно расти. Международная организация по миграции (МОМ) считает, что к 2050 году число международных мигрантов почти удвоится и достигнет 405 миллионов человек. Эксперты полагают, что тенденция роста миграционных потоков отчасти будет связана с последствиями изменения климата на планете и растущим дефицитом рабочей силы в развитых странах.

Тошпулат Рахматуллаев


Комментариев нет:

Отправить комментарий