Действительно миграция что: благо или зло для общества? У нее больше «плюсов» или «минусов»? Каковы последствия миграция для общества, государства, самого мигранта и его семьи?
Для многих мигранты — это мардикоры, т.е. поденщики, которые в поисках работы покинули свои родные места и «батрачат за денежного господина». Господствует мнение, что до недавнего времени «все было хорошо» и миграция бич последнего десятилетия.
На самом деле миграция существовала всегда. Еще в первобытное время люди в поисках пищи, плодородной земли перемещались и часто меняли свое место жительство. История знает, что современный этнический состав Европы формировался в течение первого тысячелетия нашей эры в результате Великого переселения народов. А Великие географические открытия стали причиной возникновения новых государств, куда стремились миллионы людей из Старого света.
Двадцатое столетие, особенно его вторая половина, стало периодом, когда беспрецедентно возросли масштабы миграции. Именно в это время возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы ХХ века появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов».
Определенные изменения в направлении и характера миграции внесло крушение так называемой мировой социалистической системы. Этот фактор вместе с другими, такими как, ослабление Китаем ограничений в торговле, снижение стоимости транспортных перевозок и развитие коммуникации, стали причиной быстрого развития миграции. Появились новые страны как поставщиков рабочей сила, так и их принимающих. В результате в последние годы наблюдается увеличение миграционной мобильности населения, усиление интенсивности потоков международной миграции. Если в 1960 году в мире было 3,2 млн. мигрантов, то в 1995 году — 35 млн., а в 2011 году их число достигло 214 млн. человек.
Под миграцией понимается пространственное движение населения, перемещение с одной территории в другую. Главной причиной миграции является разница в уровнях заработной платы. Анализирую сложившуюся ситуацию, как в Узбекистане, так и в других странах мира, эту причину можно указать в качестве основополагающей и для миграции внутри страны, и между странами. Это — причина экономического характера. Но миграция связана и с факторами неэкономического характера, к которым относятся политические, национальные, религиозные, семейные и другие причины.
Внутристрановая миграция у нас проявляется в перемещение сельского населения в городах в поисках работы. В результате в областных центрах, особенно, в столице — Ташкенте увеличивается поток людей, желающих продать свою рабочую силу.
Широкие возможности межстрановой миграции открылись после развала советской системы. С развитием рыночной экономики наша страна стала полноправным участником внешнеэкономических отношений. Экспорт и импорт трудовых ресурсов являются частью этих отношений. Наши соотечественники трудятся в США, Южной Корее, Израиле, Италии, Греции, Португалии, а также в России, Казахстане.
Трудовая миграция имеет существенные экономические и социальные последствия, как для страны-поставщика рабочей силы, так и для принимающей страны.
Основную долю дохода страны – экспортера рабочей силы составляют переводы эмигрантов из-за рубежа. Но, помимо этого к доходам можно отнести налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Все это, конечно, при легально и законной миграции.
Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.
Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так в 70-е годы ХХ века египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
— повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос, а товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
— при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
— иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они порами могут быть уволены;
— иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Практика показывает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в семьях переселенцев. В Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%.
В ряде стран целые отрасли зависят от импорта рабочей силы. Исследования, проведённые в Дюссельдорфе (Германия), показали, что в результате отъезда иностранных рабочих уменьшается объём строительных работ, закроются многие сады, ясли, школы, прекратятся работы транспортной уборки мусора. Другие показательные данные: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении, в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии – 2/5 всех строительных рабочих и т.д.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести:
— возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ, основные из которых следующие:
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления валюты в страну. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг — 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше.
Роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
Поступления от экспорта рабочей силы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год, начиная с последнего десятилетия прошлого столетия. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для Египта эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов ХХ века давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл.
В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта.
По данным ООН в 2011 году объем денежных средств, официально переведенных мигрантами в страны своего происхождения, составил 300 млрд. долларов. Это намного больше суммы иностранных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта. Например, на денежные переводы мигрантов приходится свыше 20% ВВП Молдавии и Боснии и Герцеговины, а также свыше 10% ВВП Албании, Армении. Наибольшие доходы от трудовой миграции имеют Мексика, Индия и Филиппины. Так, переводы филиппинцев составляют 7,6 млрд. долларов.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Доходы трудовых мигрантов позволяют им обеспечивать себя и свою семью, смягчая бремя на систему государственной социальной защиты и социального обеспечения.
4. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60 – 80% иммиграции в Германию, Францию.
Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.
Сейчас во всем мире стали говорить об «управление миграцией», о «государственном регулировании миграционных процессов». При этом стоять разные задачи пред экспортерами и импортерами рабочей силы. В этом деле Узбекистан является в основном страной-экспортером. Говоря о «минусах» и «плюсах» миграции, мы обязаны учитывать этот факт. Надо поступить так, чтобы трудовая миграция приносило нам больше пользы.
Опыт некоторых стран, в том числе, Китая и Филиппин, показывает, что грамотная миграционная политика способна обратить существующие негативные демографические и социальные факторы в преимущества. Многие развивающие страны заключили межправительственные соглашения со странами-импортерми, где оговорены условия приема и использования рабочих.
У нас сейчас миграционный процесс развивается в основном стихийно. Среди мигрантов больше нелегалов, чем легально работающих соотечественников. Они в странах пребывания социально не защищены.
Нам необходим «Закон о миграции», в котором учитывались бы все вопросы, в том числе: въезда-выезда граждан, внешнего трудоустройства, социального страхования за рубежом, правовой помощи и защиты, определения правового статуса мигранта и т.д.
Правовое и организационное обеспечение экспорта рабочей силы в Узбекистане возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. Опыт других странах показывает, что, как и в других областях, и в вопросах трудоустройства за рубежом, не должно быть монополия. Так, в Казахстане кроме государственного органа существуют частные Бюро по трудоустройству за рубежом. Если гражданин не вернется после срока окончания срока контракта, строго наказывается руководитель частного Бюро. Это рассматривается в качестве мошенничества. К ответственности привлекается и гражданин. У Бюро достаточный уставной фонд, чтобы помочь вернуться мигрантам, которые по каким-либо причинам не сумевшим остаться до окончания срока контракта и не заработавшие на обратный билет необходимую сумму денег.
Становиться актуальным обучение будущих мигрантов. Им необходимо дать хотя бы минимум информации о законах и нормативных актах тех стран, куда они собирается поехать на работу. Надо через средства массовой информации развернуть широкую кампанию по всем аспектам трудовой миграции. Для этого сначала организовать обучающие семинары и тренинги для журналистов. Журналистов надо учить тому, что, когда речь идет о торговле людьми необходимо говорить только о «минусах», а когда о трудовой миграции — и о «плюсах» и о «минусах».
Все усилия направить к тому, чтобы было как можно меньше вреда от миграции и открылись широкие возможности для легальной миграции. А тем временем число мигрантов будет неизменно расти. Международная организация по миграции (МОМ) считает, что к 2050 году число международных мигрантов почти удвоится и достигнет 405 миллионов человек. Эксперты полагают, что тенденция роста миграционных потоков отчасти будет связана с последствиями изменения климата на планете и растущим дефицитом рабочей силы в развитых странах.
Тошпулат Рахматуллаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий