На днях был в театре. Сначала позвонил в «Ильхом», но билета не было. Тогда решил сходить в Узбекский Национальный академический театр драмы, который в народе именуется по-прежнему «театр Хамзы» (Хамза театри). Приятно был удивлен, увидев полный зал. В регионах большинство даже не представляет, что в наше время спектакли могут собирать так много людей.
Месяца два назад Самаркандское телевидение – СТВ показал такой сюжет. Журналисты провели на улицах города своеобразный опрос, задавая вопрос прохожим о том, что когда они в последний раз были в театре. Ни один из опрошенных, а это были люди разных возрастов и социальных групп, не мог вспомнить, когда посещал этот храм искусства.
Почему так сложилось? Почему в городе, который является колыбелью узбекского театра, где сосредоточены вузы, научные и культурные учреждения, люди перестали ходить в театр? Сейчас остановиться подробно на эту тему не буду, так как она заслуживает отдельного рассмотрения. Хочу говорить о другом: не кажется ли вам, что наш театр вслед за СМИ и кино делает крен в сторону «желтизны».
Многим известно что подразумевается под «желтой прессой». Да, так называются, в противовес респектабельным и качественным изданиям, газеты и журналы, которые с целью привлечения читателей ищут сенсацию, размещают на своих страницах только развлекательные материалы и все, что может вызвать жадный интерес и любопытство людей. Главное для подобных СМИ – это коммерческий успех, а не качество информации. В зарубежной журналистике их называют бульварными, низкопробными, «рассчитанными на малообразованных читателей с низменными интересами, угождающие невзыскательному вкусу публики».
Мы в отношении «несерьезной» прессы используем термин «кунгилочар» - развлекательная. относительно кино и театра можно сказать то же самое – они в основном стали массовыми, развлекательными. Это хорошо или плохо? Пусть по этому поводу скажут свое мнение общественность и специалисты. Мне хочется только подчеркнуть, что раньше комедии ставились в театре имени Мукими, а академический театр имени Хамзы был известен своими солидными постановками. Это были шедевры мировой классики, высокохудожественные и высокоидейные произведения узбекских и зарубежных авторов.
А сейчас и в театре, и в кино преобладает тема семейно-бытовых отношений: главные герои – жених, невеста и их родители. Понятно, что это делается для привлечения зрителей. Но всегда ли надо идти на поводу публики? А как быть с предназначением театра – культурно просвещать, развивать социальную активность? Может быть, стоить говорит о необходимости государственной поддержки драматических театров? Да, что-то надо делать.
Тошпулат Рахматуллаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий