Учащиеся 1-4 и 6-7-классов общеобразовательных школ Самаркандской области обеспечены учебниками на 58 процентов. А вновь открытие 10-классы получили 81 процента от нужного количества учебников.
Отсутствие школьных учебников по
отдельным учебным предметам является одним из важных проблем, который
обсуждается среди родителей, всей общественности. Несмотря на то, что идет к
завершению первая половина учебного года, до сих пор по отдельным предметам учебники
или отсутствуют, или их в недостаточном количестве. Почему так произошло, кто
или что препятствовали для достойной подготовки к началу учебного года?
Для того, чтобы найти ответ на этот
вопрос, который затрагивает интересы почти каждой семьи, корреспондент NUZ.UZ в Самаркандской
области провел небольшое журналистское расследование.
Для того, чтобы получить полную и
объективную картину, через социальной сети «Фейсбук» я обратился участникам
группы «Я - самаркандец» и попросил привести конкретные примеры по
обеспеченности их детей или внуков учебниками. Изучение ответов участников
группы свидетельствует о том, что большая проблема с учебниками в 2, 6, 7-х
классах, особенно в классах с русским языком обучения.
Ниже приводятся только мнения, так как
фамилия автора или номер школы не имеют большого значения, потому что картина
почти везде одинаковая.
«Младший сын учиться в 6-м классе. До
сих пор нет книг, а уже прошло пол года учёбы, и это очень большая проблема. Надеемся,
что в третьей четверти уже выдадут. Без книг невозможно учиться. Я удивляюсь,
неужели невозможно решить этот вопрос. То, что они в школе пишут конспекты, не
наберутся знаний. Очень переживаем, но...».
«В 6,7 классах книг нет. 10-м выдали
неделю назад, так же как и английский 3-му классу. В пятых нет английского».
«В 6 классе 2 учебника. Приходиться
каждый раз делать ксерокс. А деньги за книги уже собрали. Обещают после нового
года».
Проблема, которая поднята здесь,
относится не только Самаркандской области. Вот, что пишет один из пользователей
соцсети: «Я живу в Ташкенте. Моей дочке выдали все книги постепенно. Но у
половины класса до сих пор нет учебников».
Чтобы узнать причину сложившегося
положения, отправился в Самаркандское областное управление народного
образования. Специалист этого учреждения Баходир Нормурадов отметил, что еще в сентябре 2016 года для 1-4
и 6-7-классов было заказано 4 млн. 73 тыс. 684 учебника. До конца ноября этого
года получено 2 млн. 388 тыс. 674 учебника или план выполнен на 58 процентов.
Как известно, в этом году в
общеобразовательных школах были вновь открыты 10-е классы. Для них были введены
18 учебных пособий по 12 предметам. «81 процент из них изданы и уже доставлены
в наши школы», – сказал Б.Нормурадов.
Возникает вопрос: почему учащиеся 2-4 и
6-7-классов остались практически без учебников? Если новые не поступили или их
в издали еще в недостаточном количестве, где старые, использованные в прошлом
учебном году? Ведь они составляют школьный фонд и должны храниться в библиотеке
учебного заведения?
Оказывается, учебники перечисленных
классов каждые пять лет сдаются в макулатуру и школы получают новые. Следуя
такой практике, почти все школы после завершения учебного года сдавали учебники на утилизацию.
Они были уверены, что не будет проблемы с поступлением вновь изданных книг. А в
выигрыше остались те школы, которые не выполнили указания, спущенные сверху, и
оставили старые учебники у себя до поступления новых.
Завуч 60-школы города Самарканда
Ибодулла Рахматов сказал, что у них практически отсутствует проблема с
учебниками. «Мы в конце прошлого учебного года не сдавали старые учебники, а 1
сентября раздали их учащимся. По мере поступления новых книг производим их замену», – говорит собеседник.
По его словам, только во 2-классе с русским языком обучения наблюдается
проблема, так как в прошлом учебном году в школе не было второго класса. Но в
этой школе и здесь нашли выход: скачивают учебник с интернета.
Один из пользователей «Фейсбука»
Низомиддин Бердирасулов, говоря о том, что в сложившемся положении есть вина и
директоров, завучей и библиотекарей школ, а также и самих родителей, вопрошает:
почему не искали варианты? Он пишет, что надо было оставить старые учебники, а
раз их нет, надо использовать другой вариант – скачать электронные версии
учебников с сайтов www.eduportal.uz и www.aim.uz.
Еще один пользователь соцсети Карина
Мустафаева пишет: мы скачаем с сайта www.library.ziyonet.uz.
Она же выражает благодарность педагогам, которые находят выход из трудного
положения: «учителя выкручиваются, как могут, всё равно как-то учат. Молодцы!».
Действительно, в информационно-образовательном
портале Министерства народного образования (http://eduportal.uz)
имеются электронные версии учебников на узбекском, русском, каракалпакском,
таджикском, туркменском, киргизском и казахском языках. Можно их скачать. Вот
так выглядит одна из страниц сайта по адресу: http://eduportal.uz/eduportal/batafsil1/6?menu=33:
6 синф
дарсликларининг электрон вариантлари
Ўзбек тилида
|
Рус тилида
|
Қорақалпоқ тилида
|
Тожик тилида
|
Туркман тилида
|
Қирғиз тилида
|
Қозоқ тилида
|
Адабиёт
|
||||||
География
|
География
|
|||||
Математика
|
Математика
|
|||||
Технология
|
Технология
|
Технология
|
Технология
|
Технология
|
Технология
|
Возникает естественный вопрос: раз
имеются электронные версии учебников, тогда почему отсутствуют их бумажный
вариант? В чем дело? Кто в этом будет разбираться? Может быть, верны слухи о
дефиците бумаги? Ведь заранее знали о количестве учащихся в каждом классе?
Можно же было, исходя из этого, определить необходимое количество учебников и
заказать бумагу для их издания!
Тошпулат
РАХМАТУЛЛАЕВ
Сайт «Новости Узбекистана», раздел «Общество»,
07.12.2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий