воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторические Самарканд?


Центр исламской цивилизации в Ташкенте откроют за счет экспонатов Самаркандского музея? Неужели чиновники хотят закрытия музея истории культуры народов Узбекистана, расположенного в Самарканде? Зачем они забирают его уникальные экспонаты, фактически разоряя старейшего музея республики?


А не повторяется ли история, когда в конце XIX века был закрыт Самаркандский музей, экспонаты которого были в принудительном порядке переданы открывшемуся Ташкентскому музею?  

Кто и зачем забирает экспонаты Самаркандского музея? Насколько оправданы слухи о том, что «сверху» поступило указание о передаче уникальных экспонатов в Ташкент? Чтобы найти ответы на эти вопросы из первых уст, встретился с главным хранителем Самаркандского государственного музея-заповедника Махмудхоном Юнусовым. Ниже приводятся некоторые его ответы.  

В настоящее время в Ташкенте ведутся подготовительные работы к открытию Центра исламской цивилизации. Для формирования его экспозиции обязали Самаркандский музей передать 129 экспонатов будущему Центру. Это  предметы археологии, нумизматики и этнографии. К данному списку, который составлен учеными разработчиками будущей экспозиции Центра исламской цивилизации, кроме предметов, относящиеся  IX- XIX вв., включены уникальные экспонаты доисламского периода, являющимися гордостью музея истории культуры народов Узбекистана.

Такими экспонатами, например, являются сакский бронзовый шлем VI в. до н.э., найденный в Самарканде. Таких шлемов всего два в Центральной Азии. Еще это две оссуарии из Самаркандской области, керамика с надписями с городища Афрасиаб из коллекций В. Вяткина и  М.Столярова, серебряная чаша из Челекского клада (в мировой практике разобщать предметы из кладов не допускается), материалы с городища Ер Курган ( уникальные колонны, фрагменты скульптуры и фриза) и др.

 
Кстати, это не первый раз разоряют Самаркандский музей. В конце XIX века по распоряжению Генерал-губернатора Черняева был закрыт музей, созданный в Самарканде в 1874 году (первый музей в Туркестанском крае), а его коллекции, в том числе коллекция известного собирателя старины, купца 2-гилдии Мирзо Абдулло Бухори были переданы в Ташкент. Эти экспонаты составили основу коллекций Ташкентского музея, открытого в 1896 году.

В дальнейшем еще несколько раз повторялась подобное. Так, в 1984 году в Ташкенте создавался антикварный-ювелирный фонд, в который из Самаркандского музея было передано 35 единиц экспонатов. Среди них были уникальные предметы: золотая серьга из пары серег из могильника эпохи бронзы Муминабад, и согдийская серебряная чаша из Челекского клада.

В 1996 году был создан музей Темуридов в Ташкенте, и из Самаркандского музея было передано туда 218 единиц исторических раритетов. В музее, который находится в столице Амира Темура, практически не остается материала, достойно отражающий величие столичного города.

В 2008 году для музея искусств забрали 7 работ художника В.Верещагина, которые в 30-е гг. ХХ в. были переданы Третьяковской галереей именно Самаркандскому музею.

В музей вооруженных сил, который был создан в 2010 г. в Ташкенте, Самаркандский музей передает 29 экспонатов. Всего в ХХ-начало ХХI в. из собрания  Самаркандского музея в Ташкент было передано 289 единиц хранения. Это не считая закрытие музея в XIX в.

Материалы, включенные в список для передачи в Центр исламской цивилизации, составляют основу экспозиции Самаркандского музея. Данное учреждение является музеем истории культуры народов Узбекистана и его экспозиции отражают историю культуры Центральной Азии  с древнейших времен до ХХI в. Данные экспонаты включены в каталоги,  изданные в разное время. Мировой научной общественности они известны как собрание Самаркандского музея, сотрудники которого  в течение более 100 лет формировали это собрание.

Коллекции каждого музея являются по-своему уникальными. В них труд не одного поколения музейных работников.  Разработчики научной части экспозиции Центра исламской цивилизации не учитывают, что в случае передачи требуемых экспонатов,  Самаркандский музей будет целесообразно закрыть, а оставшиеся коллекции, как было сделано в конце XIX в., передать в Ташкент.

Музееведы Самарканда задаются вопросом: Разве это справедливо, когда Галерея Национального банка должна передать Центру исламской цивилизации  всего лишь три вещи, а Музей истории Узбекистана одну вещь, а Самаркандский музей – 129 экспонатов.

Самарканд – важнейший туристический центр Узбекистана, сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в Самарканд увидеть не только архитектурные памятники, но и посетить музей истории культуры народов Узбекистана, знакомиться с его коллекциями.  Об интересе к уникальному собранию Самаркандского музея говорит следующий факт, хотя он не совсем приятный. Во время работы 3-го Конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами» были выставлены для ознакомления пилотные экземпляры каталогов известных музеев. Кому-то очень понадобился  каталог Самаркандского музея, который был украден. Причем, пропал только этот каталог из всех выставленных.

Самаркандские музееведы обращаются к научной общественности страны, ко всем тем людям, которым не безразлична судьба старейшего музея страны, помочь сохранить собрание самаркандского музея истории культуры народов Узбекистана.

Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий