Центр исламской цивилизации в Ташкенте
откроют за счет экспонатов Самаркандского музея? Неужели чиновники хотят
закрытия музея истории культуры народов Узбекистана, расположенного в
Самарканде? Зачем они забирают его уникальные экспонаты, фактически разоряя старейшего
музея республики?
А не повторяется ли история,
когда в конце XIX века был закрыт
Самаркандский музей, экспонаты которого были в принудительном порядке переданы
открывшемуся Ташкентскому музею?
Кто и зачем забирает экспонаты Самаркандского
музея? Насколько оправданы слухи о том, что «сверху» поступило указание о
передаче уникальных экспонатов в Ташкент? Чтобы найти ответы на эти вопросы из
первых уст, встретился с главным хранителем Самаркандского государственного
музея-заповедника Махмудхоном Юнусовым. Ниже приводятся некоторые его ответы.
В настоящее время в Ташкенте ведутся подготовительные
работы к открытию Центра исламской цивилизации. Для формирования его экспозиции
обязали Самаркандский музей передать 129 экспонатов
будущему Центру. Это предметы
археологии, нумизматики и этнографии. К данному списку, который составлен учеными
разработчиками будущей экспозиции Центра исламской
цивилизации, кроме предметов, относящиеся IX- XIX вв., включены
уникальные экспонаты доисламского периода, являющимися гордостью музея истории
культуры народов Узбекистана.
Такими экспонатами, например, являются сакский
бронзовый шлем VI в. до н.э.,
найденный в Самарканде. Таких шлемов всего два в Центральной Азии. Еще это две оссуарии
из Самаркандской области, керамика с надписями с городища Афрасиаб из коллекций
В. Вяткина и М.Столярова, серебряная
чаша из Челекского клада (в мировой
практике разобщать предметы из кладов не допускается), материалы
с городища Ер Курган ( уникальные колонны, фрагменты скульптуры и фриза) и др.
Кстати, это не первый раз разоряют Самаркандский музей. В конце XIX века по распоряжению Генерал-губернатора Черняева был
закрыт музей, созданный в Самарканде в 1874 году (первый музей в Туркестанском
крае), а его коллекции, в том числе коллекция известного собирателя старины,
купца 2-гилдии Мирзо Абдулло Бухори были переданы в Ташкент. Эти экспонаты
составили основу коллекций Ташкентского музея, открытого в 1896 году.
В дальнейшем еще несколько раз повторялась подобное. Так, в 1984 году в
Ташкенте создавался антикварный-ювелирный фонд, в который из Самаркандского
музея было передано 35 единиц экспонатов. Среди них были уникальные предметы: золотая
серьга из пары серег из могильника эпохи бронзы Муминабад, и согдийская серебряная
чаша из Челекского клада.
В 1996 году был создан музей Темуридов в
Ташкенте, и из Самаркандского музея было передано туда 218 единиц исторических
раритетов. В музее, который находится в столице Амира Темура, практически не
остается материала, достойно отражающий величие столичного города.
В 2008 году для музея искусств забрали 7
работ художника В.Верещагина, которые в 30-е гг. ХХ в. были переданы
Третьяковской галереей именно Самаркандскому музею.
В музей вооруженных сил, который был
создан в 2010 г. в Ташкенте, Самаркандский музей передает 29 экспонатов. Всего
в ХХ-начало ХХI
в. из собрания Самаркандского музея в
Ташкент было передано 289 единиц хранения. Это не считая закрытие музея в XIX в.
Материалы, включенные в список для
передачи в Центр исламской цивилизации, составляют основу экспозиции Самаркандского
музея. Данное учреждение является музеем истории культуры народов Узбекистана и
его экспозиции отражают историю культуры Центральной Азии с древнейших времен до ХХI в. Данные экспонаты включены в каталоги, изданные в
разное время. Мировой научной общественности они известны как собрание
Самаркандского музея, сотрудники которого
в течение более 100 лет формировали это собрание.
Коллекции каждого музея являются по-своему
уникальными. В них труд не одного поколения музейных работников. Разработчики научной части экспозиции Центра исламской
цивилизации не учитывают, что в случае передачи требуемых экспонатов, Самаркандский музей будет целесообразно закрыть,
а оставшиеся коллекции, как было сделано в конце XIX
в., передать в Ташкент.
Музееведы Самарканда задаются вопросом: Разве
это справедливо, когда Галерея Национального банка должна передать Центру исламской
цивилизации всего лишь три вещи, а Музей
истории Узбекистана одну вещь, а Самаркандский музей – 129 экспонатов.
Самарканд – важнейший туристический
центр Узбекистана, сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в Самарканд
увидеть не только архитектурные памятники, но и посетить музей истории культуры
народов Узбекистана, знакомиться с его коллекциями. Об интересе к уникальному собранию Самаркандского
музея говорит следующий факт, хотя он не совсем приятный. Во время работы 3-го
Конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и
странами» были выставлены для ознакомления пилотные экземпляры каталогов известных
музеев. Кому-то очень понадобился каталог
Самаркандского музея, который был украден. Причем, пропал только этот каталог
из всех выставленных.
Самаркандские музееведы обращаются к научной
общественности страны, ко всем тем людям, которым не безразлична судьба
старейшего музея страны, помочь сохранить собрание самаркандского музея истории
культуры народов Узбекистана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий