вторник, 20 ноября 2012 г.

Газетные магнаты обогащаются за счет пенсионеров. С помощью почты


Каждый раз, получая пенсию, вынужден приносить домой две газеты, о существовании которых даже не имел представления и которые никогда не стал бы покупать за кровные деньги. Но жалко заведующую почтовым отделением (ПО), которая не может выступить против незаконного требования своего начальства. Опросив своих знакомых, друзей и ровесников, узнал, что такая картина наблюдается повсюду, во всех ПО.

«Как мне быть, если меня заставляют реализовывать газеты на 1,5 миллиона сумов в месяц, а также буклеты, книги и марки?» — говорит одна из заведующих ПО. Согласившиеся побеседовать со мной просили не называть их имена и фамилии, так как опасаются быть уволенными с работы. По словам моих собеседников, марки сейчас практически никто не покупает, и им ежемесячно приходится часть своей зарплаты отдавать за якобы проданные марки.
В приемной у начальника городского ПО встретил ветерана самаркандской журналистики Миршарифа Ходжаева. Вместе мы зашли в кабинет начальника Абдугаффара Очилова.
«Почему меня и жену вынуждают покупать ненужные нам газеты? — с присущей ему прямотой прямо с порога начал высказывать претензии Ходжаев. — Почему ваша контора выбрала такой незаконный путь реализации никому не нужных газет и помогает обогащаться их учредителям за счет пенсионеров?»
До этого свои претензии Миршариф ака предъявил работникам 60-го ПО, которые, по его словам, не считаются с мнением пенсионеров и открыто заявляют, что реализовывать газеты их вынуждает начальство.
Абдугаффар Очилов в ответ заявил, что никто не заставляет работников почты насильно продавать газету. При этом он заверил, что разберется с этим вопросом, он человек новый на этой должности и пока не знаком с ситуацией.
Нам с Ходжаевым не верилось, что начальник не знаком с ситуацией, которая на самом деле такова — заведующим почтовых отделений ежемесячно выделяются для продажи газеты, которые никто не покупает. Чтобы не лишиться работы, сотрудники почты нашли выход — они реализуют газету пенсионерам, удерживая определенную сумму при выдаче пенсии.
Наша встреча с начальником городской почты проходила несколько месяцев назад. Тогда он был только назначен на свой пост, и возлагать всю ответственность за недостатки на него было несправедливо. Во всяком случае, рассуждая таким образом, я тогда решил не писать об этом. Но положение не только не менялось в лучшую сторону, но лишь ухудшалось.
19 ноября утром я вновь посетил приемную Очилова. Оказалось, он в своем кабинете проводит пятиминутку с участием руководителей почтовых отделений. За дверью слышался эмоциональный и требовательный мужской голос.
Через некоторое время из кабинета вышли начальники ПО, в основном женщины. Они тут же начали обмениваться мнениями. «Какой же он нервный с утра!» — воскликнула одна. Другая недоумевала: «Как мне выполнять новый план подписки? Опять заставлять пенсионеров? А кому я продам газеты?»
Женщины покинули приемную, и к начальнику начали заходить посетители. Первыми зашли сразу несколько человек. Когда они вышли, я поинтересовался у них, что их сюда привело. Они представились: жители махалли Кундузсуфи Бердикул Шукуров и Рашид Мирзаев, а также работники городского общества защиты прав потребителей, куда жители обратились с коллективном письмом.
 В письме говорится о том, что начальник ПО, расположенного на территории их махалли, при выдаче пенсии удерживает с каждого пенсионера по 2000-3000 сумов за «транспортные расходы», а старые газеты продает пенсионерам по 2000 сумов. С пенсий без выдачи каких-либо квитанций было также удержано по 10 тысяч сумов за «подписку». Кроме того, за «природный газ и электроэнергию» удержано по 50 тысяч сумов. Подписавшие письмо, а их 24 человека, также жалуются на грубое обращение работников почты.
Общество защиты потребителей передало письмо-жалобу начальнику городской почты и через некоторое время получило коротенький ответ, правильнее сказать, отписку. В нем говорится, что жалоба жителей махалли о том, что начальник ПО, получив деньги за подписку, не выдала квитанцию, изучена на месте. «Произошло недоразумение. Проведена разъяснительная работа», — говорится в ответе.
Люди жалуются, приводят конкретные цифры, по пунктам излагают свои законные требования, а для городской почтовой службы все это — просто «недоразумение», будто ситуацию можно разрешить разъяснительной работой среди почтовиков.
Из кабинета Очилова представители махалли и общества защиты прав потребителей вышли ни с чем.
Исходя из сложившейся в настоящее время ситуации с задолженностями населения, можно с пониманием отнестись к тому, что из зарплат и пенсий удерживают за коммунальные услуги. Все равно придется платить. Но почему пенсионеры должны оплачивать транспортные расходы работников почты? Если учитывать, что ПО махалли Кундузсуфи обслуживает более 1000 пенсионеров, можно подумать, что транспортное средство почтальонов — это самолет.
Теперь о подписке на газеты. Стоимость годовой подписки большинства изданий составляет для кого-то одну треть, а для кого-то — половину пенсии. Учитывая это обстоятельство, почтовые отделения стали организовать так называемую коллективную подписку. Удерживают с каждого пенсионера где-то по 10 тысяч сумов, где-то по 5000 тысяч. Таким образом, на одну газету подписывают 10 или 20 человек. Кому выписывают квитанцию, кто из них получает газету — этого никто не знает.
О продаже старых, никому не нужных газет пенсионерам мы уже говорили. Добавим, что это не какие-то серьезные издания. Напротив, об их существовании многие даже не подозревают. Вот названия некоторых из них: «Булбулча», «Тутикуш», «Диёр», «Табассум», «Лабиринт», «Дилдош», «Холис»… Их учредителями являются разные ООО, ответственность которых на самом деле ограничена. В противном случае они и мысли не допускали бы об обогащении за счет пенсионеров. Они — лишь малые и большие частники. Но как понять позицию огромного холдинга, который издает «Даракчи»? Эта самая многотиражная газета Узбекистана также продается через почтовые отделения.
Войдя в кабинет Очилова, я решил сначала выяснить его отношения к проблемам, которые были изложены в жалобе жителей махалли Кундузсуфи. Но ничего внятного он не смог сказать и мне. На вопрос: «Почему заставляете почтальонов продавать пенсионерам старые и ненужные им газеты?» он на этот раз ответил: «А что мне остается делать, если на меня оказывают давление? И вы бы сделали то, что вам приказал ваш начальник». Мне стало понятно, что он ничего не решает.
Вопросы, поднятые в этой статье, хотелось бы адресовать руководству ОАО «Узбекистон почтаси», а также организациям, призванным защищать интересы пенсионеров, в том числе Федерации обществ защиты прав потребителей. А жалобой жителей махалли Кундузсуфи, думается, должны заниматься правоохранительные органы.
                                                                                    Тошпулат Рахматуллаев
От редакции
Судя по обращениям наших читателей, аналогичная ситуация наблюдается во всех регионах Узбекистана. Если вы столкнулись с похожей ситуацией, расскажите нам об этом.

Источник: Газета.uz

Комментариев нет:

Отправить комментарий