четверг, 7 января 2016 г.

"Жизнь" Ахмада Умарова

Накануне Нового года в арт-галерее "Айсель" прошла презентация нового произведения видного самаркандского художника Ахмада Умарова. "Жизнь" - так называется триптих, который по достоинству оценили искусствоведы и художники. 


Выступившие на презентации триптиха коллеги художника - Нуриддин Калонов, Аслиддин Исаев и другие - охарактеризовали данное произведение как новое течение в изобразительном искусстве Самарканда. Искусствовед, доцент Самаркандского архитектурно-строительного института Хамза Джураев назвал труд живописца подвигом. По его словам, художник, который всю жизнь был приверженцем реализма, открыл для себя новое направление.
Мы попросили рассказать А.Умарова об истории создания триптиха.

- Почитатели Вашего таланта знают Вас как художника-реалиста, поэтому новая работа стала настоящим открытием. Расскажите, пожалуйста, об истории его создания. 

- В 1994 году Заслуженный деятель искусств Узбекистана Григорий Ильич Улько во время нашей беседы о роли геральдики, рассказал мне о причинах возникновения религиозных символов.
По мнению Григория Ильича, у каждой религии есть свои символы. Символы трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама - имеют схожий смысл. Например, религиозный символ иудеев - шестиконечная звезда - это два треугольника, один из которых означает жизнь, второй - смерть. То же мы можем наблюдать в кресте, который в вертикальном положении означает жизнь, а в горизонтальном - смерть. А в мусульманском мире выбрана восьмигранная звезда, которая состоит из сочетаний двух четырехугольников с тем же значением. Позже я об этом много думал и сделал свои выводы, в итоге и был создан триптих "Рождение", "Жизнь", "Смерть".

- Почему выбрали именно белый и черный цвета?

- Человек при рождении открывает глаза и видит белый свет. Значит, мир начинается с белого листа. Когда человек закрывает глаза, все вокруг становится темным. В восточной философии жизнь человека представляется как вход в одну дверь и выход из другой. Расстояние между двумя дверями является жизнью человека, ее длина или краткость зависят от длины расстояния, т.е. коридора. Первая картина триптиха, который находится слева - это "Рождение", дверь, в которую входит белый свет. Картина справа - "Смерть", является символом двери, уводящей в черную бездну. Так и получились белый и черный квадраты. Казалось бы, "Черный квадрат" - это же знаменитое произведение Казимира Малевича, которое стало причиной многочисленных споров! Как я пришел к этому выводу, сам не знаю. Но теперь меня могут обвинить в плагиате, хотя что бы ни было, продолжу исследования.

- В середину триптиха Вы поместили картину, назвав "Жизнью". Почему в центре квадрата поместили зеркало?

- Картину, которая получилось после долгих поисков, трудно было называть жизнью. Понимал, что внутри круга, расположенного в середине, надо было расположить многоцветный образ жизни. Но каким он должен быть? Надо  было изобразить жизнь так, чтобы каждый зритель, увидев ее, мог воскликнуть: "это жизнь!". Тогда и пришла мысль о зеркале. Зеркало отражает и цвет, и движение. Жизнь меняется, а зеркало слишком гладко, поэтому и пришло решение посредством трещины изобразить горе или боль. Имитация крови только усилила эффект.

Тошпулат
РАХМАТУЛЛАЕВ.
Фото автора.

Газета "Самаркандский вестник", 6.01.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий