воскресенье, 5 июля 2020 г.

Общественная палата – не декорация демократии! Там не должно быть место льстецам и демагогам




Станет ли создаваемая в нашей стране Общественная палата мостом между обществом и государством? Сможет ли она, поддерживая институты гражданского общества, повышать активность населения? Будет ли данная организация по-настоящему независимой, способной осуществить общественный контроль, защитить интересов простых людей?


В Послании Олий Мажлису от 24 января 2020 года Президента Шавката Мирзиёева прозвучало предложение – создать Общественную палату Республики Узбекистан, задачи которой – установить взаимодействия государственных структур и обществом. А 16 апреля был принят соответствующий Указ главы государства, который предусматривает создание Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан, а также региональные общественные палаты: в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

Общественная палата и региональные общественные палаты будут постоянно действующими консультативно-совещательными органами. Общественная палата состоит из 50 членов, работающих на общественных началах. 18 ее членов назначаются Президентом, 18 – принимаются в члены на основе решения Общественной палаты и конкурсного отбора и еще 14 – это председатели региональных общественных палат. А региональная общественная палата будет включать 21 члена.

Идея создания Общественной палаты была настолько своевременной и актуальной, что в ряде выступлений экспертов была оценена, как важнейшая инициатива Президенте Шавката Мирзиёева.

В Указе определены приоритетные направления деятельности нового общественного органа. Сегодня всех интересует ответы на вопросы: Как будут воплощаться в жизнь положения Указа? Станет ли Общественная палата равноправным партнером власти по главным направлениям общественной жизни?  Сможет ли она стать важным компонентом общественной жизни страны, объединяющая интересов общественных групп?

Создание региональных общественных палат говорит о стремлении государства к комплексному решению имеющихся проблем и на региональном уровне.

Для того, чтобы Общественная палата стала подлинным органом, изучающим проблемы гражданское общество в стране, выполняющим свои социальные функции, внедряющим в практику действенных форм современного контроля: общественное слушание, общественная экспертиза, общественный мониторинг, ее членами должны быть инициативные граждане с новым мышлением. В противном случае мы получим еще один орган: говорильню – учреждение, в котором произносятся бесконечные и бесплодные длинные речи об общественном благе.

В Палате не должны работать люди лишь красиво и «умно» выражающие свои мысли.  Также главными критериями выбора членов Общественной палаты не должны быть почетные звания, ордена и медали. Общественная палата – не декорация демократии! В ней не должно быть место льстецам и демагогам. Кроме того, в Палату близко нельзя подпустить «непотопляемых», приспособленцев, которые весьма комфортно чувствуют при любом общественном строе, при любом правителе. Для них нет разницы, кому служить: «белым» или «красным» – им все равно, лишь бы была личная выгода.  

В демократических государствах институты гражданского общества формируются на основе избирательного принципа.  Думается, что деятельность Общественной палаты была бы эффективнее, если ее члены избирались из представителей ННО, негосударственных СМИ и ученых, которые известны своей независимой гражданской позицией. Другими словами, палата сможет проводить настоящий общественный контроль, если ее члены будут избираться, а не назначаться. 

Каждый трезвомыслящий гражданин нашей страны, анализируя нынешнее состояние гражданского общества, может дать оценку его роли и вклада в решение насущных жизненных проблем. Мы, к сожалению, не можем сказать о том, что все общественные организации выполняют социальные функции, закрепленные в их уставах. Некоторые эксперты считают, что трудности формирования гражданского общества в Узбекистане связаны с тем, что крупные институты гражданского общества не возникли снизу, из самого социума, а созданы государством.  

Такой патерналистский подход в решении государственных и общественных проблем сохранился еще в постсоветском пространстве. Специалисты отмечают, что при таком подходе у граждан быстро теряется интерес к инициативной, самостоятельной деятельности и, напротив, возникает заинтересованность в обходе законодательных предписаний с целью удовлетворения объективно существующих у них частных потребностей, что в конечном итоге не идёт на пользу и самому государству.

Совершенно естественно, что не только гражданское общество, но и государство (власть) должны быть заинтересованы иметь активных, деятельных законопослушных граждан, которые способны сами удовлетворить свои основные потребности.

Напомню, что одним из основных направлений деятельности Общественной палаты является активизация участия обычных граждан в делах государства и общества, а также во внедрении современных механизмов государственно-частного партнерства.

Для успешного выполнения этой и других задач в новом органе должны работать профессионалы, люди с большим опытом и глубокими знаниями, способными дать рекомендации для развития всех направлений нашей жизни.

Тошпулат Рахматуллаев

Комментариев нет:

Отправить комментарий