понедельник, 16 января 2012 г.

Любить или не любить правителя


      О феномене Вацлава Гавела

От чего зависит авторитет главы государства? Почему часто работа огромной пропагандистской машины, целью которой является всеми мерами навязать уважение к  правителю, дает обратный эффект?  Может ли первое лицо государства без популизма, проводя реальную политику, снискать уважение и почет?

Находясь в Праге, старался найти ответ на эти вопросы на примере отношения простых граждан к покойному президенту Чехии Вацлаву Гавелю. Еще до приезда сюда по материалам средств массовой информации мне было известно отношение чехов к своему президенту. Но одно дело ознакомиться с мнениями посредством третьих лиц, другое – когда сам встречаешься с людьми с глазу на глаз и слышишь от них все о том, что они думают об этой личности.Приехав в Прагу, вечером того же дня направился на Вацлавскую площадь. Там было многолюдно. У подножья памятника Святому Вацлаву горели тысячи свечей, было море цветов. Так простые граждане чтят память своего президента. Несмотря на то, что прошло три недели после смерти Гавеля, люди приходят на площадь, приносят живые цветы и ставят свечи.
Обращаюсь к некоторым из них и задаю вопрос о том, чем для них дорог покойный Вацлав Гавел. Сначала обратился мужчине и женщине, которые в кассе Народного музея продавали билеты на концерт. Оказалось, что они из бывшего Советского Союза и почему-то отказались представиться (подумал: да, менталитет «наших» трудно поменять). Говорил в основном мужчина, а женщина в это время даже покинула кассу и вышла на улицу.
По словам моего собеседника, чехи любят Вацлава Гавеля за то, что он боролся против советской оккупации и принес им свободу. Именно за эту заслугу его, далекого от политики человека, избрали президентом. Когда кассир узнал о моем намерении взять интервью у чехов, знающих русский язык, он назвал это пустой тратой времени. Не успел спросить о причинах, как в нашу беседу вмешалась вернувшаяся в кассу женщина. «Да, знаете, с вами никто на русском языке общаться не будет. Здесь нас не любят. Из-за событий 1968 года» – заявила она.
Слышал, что многие чехи старшего поколения знают русский язык. Тем не менее, несколько человек отказались беседовать со мной, ссылаясь на то, что меня не понимают. Простояв около двух часов на площади, все-таки застал чешских граждан, которые ответили на мой вопрос. Они представились, называя свое имя и профессию.
Ян, учитель: Ой, как его не будет хватать нам, нашего президента. Я ходил на его пьесы. Получал огромное удовольствие. Как точно он мог говорить о времени, о проблемах. Он  еще не был главой государства, но духовно объединял людей. Я о нем расскажу своим внукам, даст Бог здоровья, и правнукам.

Любомир, предприниматель: Таких людей, как наш президент, очень мало. Он в любой ситуации мог говорить правду. Его слова всегда обнадеживали. Именно он открыл  широкую дорогу частному предпринимательству. Утверждение рыночной экономики – тоже результат его усилий.
Адела, сотрудница организации Transitions Online: Президент Вацлав Гавел принес в Чехию демократию, дал людям свободу. Он был не только политиком. Как человек искусства, он стоял ближе к народу, был всегда с народом и сделал много для нас и для нашей страны.
На мой вопрос «а были ли такие люди, которые отрицательно относились к покойному Гавелю», Адела ответила, что чешские коммунисты не любят его за экономическую реформу, за то, что он открыл широкую дорогу частной собственности.
Действительно, в интернете обнаружил несколько материала, подтверждающие эти слова. Один из них так и называется: «Радикальные коммунисты Чехии радуются смерти Гавела». В нем говорится, что Союз молодых коммунистов выпустил листовки, где выражает радость по случаю смерти Вацлава Гавела.  Еще прочитал информацию о том, что когда парламент почтил его память минутой молчания, только четыре депутата-коммуниста отказались встать со своих мест.
Но эти единичные случаи не могут каким либо образом повлиять на общую картину. Проявление любви и безграничной преданности к покойному президенту налицо. Здесь, в Праге, невозможно этого не почувствовать.
На пьедестале памятника Святому Вацлаву наклеены листы бумаги, которые простыми словами передают мнения разных людей. Например, вот это: «Пан Президент будет навеки жить в наших сердцах. Спасибо». На другом листе перечислены имена особо почитаемых среди народа трех чехов, а четвертым стоит имя Гавеля. Там написано: «Спасибо, Вацлав (имеется в виду Святой Вацлав), спасибо, Карл (это – король Карл IV, который реконструировал Прагу, основал университет и имеет титул «отец Родины»), спасибо, Томаш (первый президент независимой Чехословакии (1918-1935), при жизни сложился его культ – «Президента-освободителя»), спасибо, Гавел».
Вот еще один листок, на котором написано: «Вацлав Гавел был великим борцом за демократию и свободу. Он был художником, гуманистом, государственным деятелем и видным защитником гражданских прав. Вацлав Гавел был и всегда остается героем. Миру не будет хватать его».
Здесь в Праге отмечают, что Гавел, находясь у власти, остался простым человеком. Как точно выразился польский писатель Мариш Щигель, «каждый день он сам себя сбрасывал с пьедестала». Весь ход истории человечества свидетельствует о том, что, имея власть и деньги, большинство теряют голову, как бы перестают чувствовать почву под ногами. Речь идет не только о главе государства. Даже руководители областного или городского масштаба думают, что жить будут вечно. Собирают вокруг себя родственников, преданных себе людей и раздают им должности, строят дворцы, детям позволяют делать что угодно и т.д. и т.п.
Эти, с позволения сказать, слуги народа, даже и не подозревают, что своими действиями, а часто и бездействием, вызывают гнев простых людей. Еще в средние века Никколо Макиавелли, предупреждал, что правителю может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».
Для Гавеля президентское кресло было только рабочим местом. По мнению соратников, он понимал, что в условиях трудного переходного периода нужен стране, народу, что своим авторитетом сможет добиться многого. И он сыграл блестяще свою роль. Оказывается, сам покойный экс-президент Чехии неоднократно подчеркивал: «Мое личное мнение несколько отличается от моего же мнения как президента».
Что еще примечательно, Гавел не стремился к власти, не был наделен борцовским характером, а был самым обычным человеком. Вот его слова: «меня считают каким-то таким мужественным, стойким человеком, а я совершенно не такой. Меня считают борцом, трибуном, оппозиционером, а я – человек, который сидит за письменным столом. Меня считают непреклонным, готовым пойти на все ради достижения целей, но я совсем не такой, я – самый простой, смущающийся, непригодный для политической жизни человек. Но если нужно, то я пойду и все сделаю».
Мавр сделал свое дело, мавр должен удалиться. Да, он, выполнив поставленную перед собой задачу, бразды правления дал своему соратнику Вацлаву Клаусу(2003г.),  который считает Гавеля “символом современного чешского государства”.
Огромным авторитетом пользовался Вацлав Гавел и за рубежом. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт назвал его «одним из величайших европейцев нашего времени».  А для канцлера Германии Ангелы Меркель он был «великим Европейцем с большой буквы». По выражению бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт он «ангел торжествующей демократии». Экс-президент Польши Лех Валенса считает, что «Вацлав Гавел заслужил Нобелевскую премию мира».

Тошпулат Рахматуллаев

Итсочник: ca-dialog.org   14.01.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий