среда, 17 мая 2017 г.

"Самаркандский вестник" – моя школа журналистики

К 100-летию



Смело могу утверждать: азы журналистики я изучал в редакции газеты "Самаркандский вестник" ("Ленинский путь"). 


Еще в конце 80-х годов прошлого века, будучи преподавателем на историческом факультете Самаркандского государственного университета, постоянно выступал на страницах любимой газеты. Писал статьи о проблемах высшей школы и народного образования, преподавания истории в целом и истории Узбекистана в частности, на другие общественно значимые темы.

Первая моя заметка была опубликована в газете "Ленинский путь" в 1973 году. Она называлась "Эхо бронзового века". В том году в течение трех месяцев я принимал участие в археологических раскопках поселения бронзового века Сапаллитепа в Сурхандарьинской области. 

Написал заметку о поселении, об истории его изучения, результатах раскопок и отправил ее в редакцию. Спустя несколько дней сходил туда, чтобы узнать напечатают ее или нет. По-моему, каждый, отправляя в редакцию свой материал, особенно на первых порах, волнуется, живет думой о своем творении, хочет быстрее увидеть его на страницах газеты и поделиться своей радостью с близкими и друзьями. 

В отделе писем мне сказали, что мой материал находится у Федора Михайловича Слухова. Он встретил меня приветливо, узнав о цели визита, вынул из папки мой машинописный текст, который был исправлен красными чернилами. Он обрадовал меня, сказав, что на днях смогу прочитать заметку в газете. Кстати, это был первый мой материал, написанный для прессы на русском языке. До этого несколько раз в областной газете "Зарафшон" ("Ленин йули") и республиканских изданиях печатались мои заметки и статьи на узбекском языке. 

Мое постоянное сотрудничество с редакцией "Ленинский путь" началось в 1988 году. В конце 1987 года редакция обратилась к читателям с просьбой высказать свое мнение по поводу содержания газеты, о том, каким хотели бы видеть читатели свое издание и т. д. Я решил откликнуться. Предложил в публикациях уделить главное внимание тем проблемам, которые волнуют простого человека, писать о разных сторонах жизни людей, печатать материалы, помогающие ориентироваться им в непростых ситуациях. Только в таком случае, писал в своем письме, газету будут читать от корки до корки.

Мое письмо было опубликовано в одном из первых номеров 1988 года. Через несколько дней профессор СамГУ, покойная Фатима Хайдарова, встретив меня, сказала, что заведующий отделом газеты Эра Сенаторова хорошо отзывалась о моем письме, и добавила: "Эра Федоровна попросила меня передать вам предложение о сотрудничестве с газетой".

Это было моей мечтой: писать заметки и статьи в свою любимую газету! И тем тогда было много. Решил затронуть проблему педагогики высшей школы. Тогда много говорилось о совершенствовании методики преподавания в школе, а вот о вузовской педагогике - почти ничего. 

Написал статью и отнес в редакцию. Передал в руки Эры Федоровны. Заодно познакомились. Произвела она на меня хорошее впечатление. Ознакомившись с текстом, сказала, что в статье поднята актуальная проблема и предложила заглянуть через несколько дней. Когда был в редакции в следующий раз, Э. Сенаторова показала мне подготовленную к печати статью. Она подробно рассказала мне о тех изменениях, которые внесла в текст. Был изменен и заголовок статьи, который звучал так: "Где вы, вузовские Шаталовы?" (Виктор Шаталов известный педагог-новатор, разработавший оригинальную систему интенсивного обучения). Статья имела также подзаголовок: "Полемические заметки обществоведа". Эра Федоровна говорила со мной долго: объясняла причину внесенных тех или иных изменений. Я тогда впервые прослушал небольшой курс журналистики.

Статья была опубликована 29 марта 1988 года. После этого в течение трех лет мои статьи появлялись в газете ежемесячно. Наряду с Эрой Федоровной, я тесно сотрудничал с Ириной Михайловной Киреевой. Несколько моих статей прошли редактирование этого замечательного человека, специалиста высокой квалификации. Часто над одним материалом мы сидели часами. Ирина Михайловна, человек высокой культуры, скрупулезно объясняла причину вносимых в текст изменений, стремилась довести до автора основные требования, предъявляемые к журналистскому материалу. Благодаря такому подходу опытного наставника, я чувствовал, что с каждым разом мне легче дается материал, меньше времени расходуется на подготовку статьи, которые затем получали хорошую оценку общественности. 

В редакции любимой газеты я также получил своеобразные уроки мастерства по журналистике у таких замечательных мастеров пера, как Александра Березнякова, Наталья Шакирова, Галина Троицкая… А с Дилбар Якубовой, которая в течение нескольких лет возглавляла редакцию "Самаркандского вестника", мы работали вместе в городской газете "Самарканд".

Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ.

Газета «Самаркандский вестник», 17 май 2017, №39

Комментариев нет:

Отправить комментарий