Почему, по чьей вине образовалась астрономическая сумма дебиторской задолженности у Самаркандской области по природному газу и электричеству? Чем вызвано недовольство населения работой группы «Узтрансгаза», которая проводит инвентаризацию в Самарканде? Как еще долго продлятся перебои с газо- и электроснабжением населения области?
Эти и другие животрепещущие вопросы
сегодняшнего дня, от которых во многом зависит и настроение, и здоровье, и
работоспособность человека, а также нормальное функционирование объектов
народного хозяйства, обсуждались участниками пресс-конференции, состоявшейся в областном
Доме печати.
В ней принимали участие заместитель
хокима области Олим Очилов, руководители унитарного предприятия «Узбекгазтаъминот»
Шукрулло Махмудов и ОАО «Самаркандское предприятие территориальных электрических сетей» (СамПТЭС) Гулом Примов, а
также представители СМИ области. Вел пресс-конференцию председатель областного
отделения Творческого союза журналистов Фармон Тошев.
«Главными виновниками дебиторской
задолженности по природному газу являются руководители и сотрудники УП «Узбекгазтаъминот».
А в ходе нынешней дискуссии, –сказал О.Очилов, имея в виду пресс-конференцию, –
постараемся выявить и другую сторону, по вине которой образовалась такая сумма
задолженности».
В ходе своего выступления заместитель
главы областной администрации привел ряд цифр. Так, дебиторская задолженность
по электроэнергии на 1 января 2017 года составляет
660 млрд. сумов, из них 536 млрд. сумов – задолженность населения. Чтобы представить,
что насколько это огромная сумма, О.Очилов для сравнения привел такую цифру: она
в три раза превышает годовую сумму, которую получает Самаркандская область по государственной
инвестиционной программе. Причем, долг продолжается расти. В январе нынешнего
года потребители области получили электроэнергию на 52 млрд. сума, а заплатили
на 16 млрд. сумов меньше.
По природному газу дебиторская
задолженность на 1 января 2017 года составляет 601 млрд. сума, из них 539 млрд.
сумов падает на плечи населения. Только за 2016 год долг увеличился на 80 млрд.
сумов.
По словам О.Очилова, инвентаризация,
которая проводится в городе Самарканде с 5 января силами УП «Узбекгазтаъминот»
с привлечением специалистов из Ташкента, с АО «Узтрансгаз», выявила вторую
сторону, по вине которой образовалась дебиторская задолженность. Это –
население, вернее, те граждане, которые пренебрежительно отнеслись к своим
обязанностям и не платили за использованный газ.
«В ходе инвентаризации выявляются не
только дебиторские задолженности, но и кредиторские, т.е. получается, что потребитель
заплатил больше, чем использовал газ. Другими словами филиал «Самаркандшахаргаз»
является должником перед такими потребителями», – говорит заместитель хокима
области.
Говоря о проблемах газоснабжения
населенных пунктов, О.Очилов отметил, что ликвидация дебиторской задолженности
может улучшить подачу газа в тех кварталах, где он сейчас есть. А там, где его
нет, будет улучшаться уровень обеспеченности сжиженным газом. По поводу
электроснабжение населения он был настроен более оптимистично. «Это разве дело,
когда некоторые районы получают электроэнергию всего несколько часов в сутки, –
сокрушался заместитель главы областной администрации. – Свет – это образование,
культура. Человек не может полноценно выполнять свою работу. Не работает
компьютер, студенты и школьники лишаются возможности подготовиться к занятиям».
Он уверен, что если область рассчитается со всей задолженности по
электроэнергии, тогда резко улучшиться положение со светом.
В своем выступлении Ш.Махмудов главное
внимание уделил вопросу, который в последние дни являются актуальным для
самаркандцев. Это – деятельность группы, которая ведет инвентаризацию. По его
словам, он осведомлен о сложившейся
ситуации, о недовольстве населения и его причинах, так как, ежедневно десятки
недовольных посетителей обращаются к нему.
«Все сначала возмущаются, требуя объяснить,
как и откуда появилась дебиторская задолженность – сказал Ш.Махмудов. – Когда мы
на основе документов доказываем, многие признают, что в свое время «отблагодарили»
участкового инспектора, обещавшего «списать» долг. Действительно, у них на руках имеется
справка об отсутствии задолженности. Но это липовая справка». По его словам,
программа «Биллингаз», который в 2010 году был установлен в компьютерной системе
АО «Узтрансгаз», отслеживает за расходом газа потребителей по всей стране. Поэтому
неоплаченный долг не может быть списан. Инспектор, выдавший липовую справку,
будет наказан по закону, а потребитель обязан произвести оплату за
использованный газ.
Согласно заявлению руководителя УП «Узбекгазтаъминот»,
каждое обращение тщательно изучается и дается обоснованный ответ заявителю. Изучение
ситуации на месте завершается иногда в пользу заявителя, а иногда увеличением
суммы долга. Для наглядности он привел следующие цифры. С 5 января по 21
февраля была проведена инвентаризация у 1475 домовладельцев. Считалось, что у них
до инвентаризации дебиторская задолженность составляла 4 млрд. 369 млн. сумов,
а кредиторская задолженность – 61,2 млн. сума. После инвентаризации картина
изменилась. Теперь дебиторская задолженность увеличилась и достигла 5,5 млрд.
сумов, а кредиторская уменьшилась до 17,4 млн. сумов.
Наблюдая за ходом пресс-конференции и анализируя
слова выступавших, нетрудно было заметить, что они хотят как можно быстрее
избавиться от дебиторской задолженности. Действительно, долг в размере 1 трлн.
261 млрд. сумов по природному газу и электроэнергии – это больное место Самаркандской
области и его руководителей. Тем более, что глава государства поставил перед отраслевыми
министерствами и ведомствами конкретную задачу – ликвидировать дебиторскую
задолженность до 1 октября.
Хотелось, чтобы при взимании долга не
нарушались права потребителей. Конечно, надо наказать всех тех, кто пользуется
народным добром и не хочет платить за него. Но большинство наших граждан – люди
законопослушные, они с пониманием относятся к проводимой инвентаризации. Главное,
чтобы не ущемлялись их права.
Мои знакомые, люди разных возрастов и
профессий, услышав от меня сумму дебиторской задолженности населения, выражают
несогласие такому подходу к решению проблемы. По их мнению, основными должниками
являются недобросовестные производители – владельцы кирпичных
заводов, теплиц, цехов по изготовлению извести, ресторанов и других заведений,
которые бесконтрольно пользуются газом и светом, а их долг распределяют между населением
и люди остается «крайними».
Для того, чтобы
искоренить такие мнения необходимо властям и руководителям АО «Узтрансгаз»
и ГАК «Узбекэнерго», а также их местным подразделениям вести широкую разъяснительную
работу среди населения, наказать в первую очередь своих сотрудников, которые
своевременно не известили потребителей о каком-то нововведении, с пониманием
отнестись к заявлениям абонентов, при выявлении несправедливого отношения к
потребителям, тут же исправить ошибку и возместить нанесенный ущерб…
Тошпулат
Рахматуллаев
P.S. Просим учесть, что это был отчет о пресс-конференции. Редакция и автор
намерены возвращаться к теме. Изучая ситуацию, теперь уже с точки зрения
потребителя, будем готовить новый материал.
Сайт «Новости Узбекистана», раздел «Общество»,
25.02.2017
Учитывая что у вас есть доступ к таким конференциям...очень прошу вас задать вопрос: кроме тех советских методов вышибания дебиторской задолженности "потому что сказал глава государства" над какими еще механизмами работаю эти 4 чиновника?! Они не способны выйти из зоны комфорта, мыслить вне рамках их понимания народного хозяйства, я уверен, любое предложение они отвергнут со словами "куп махмадонолик килма". Вы понимаете какая это возможность легального заработка? Не нужны эти рейды под соусом инвентаризация и озлобление и без того уже потерявшего надежды народа. Нужно найти источник финансирования "цифрового" метода взымания и учета этой задолженности и минимизировать человеческий фактор в виде инспектора на месте и этих руководителей. Все элементарно, "цифровой"- разработка програмного обеспечения, которое будет интегрированно с так называемым БИЛЛИНГГАЗ и системой UZCARD, посредством которого люди смогут оплачивать по показаниям приборов учета, при этом в режиме реального времени потребитель должен видеть его текущую задоложенность и остаток на счету за оплаченный энергоноситель. Источник финансирования найти достаточно легко,нужно провести институциональную реформу, за примером далеко ходить не нужно, в соседней России все давно сделано и масштабы как все понимаем по сравнению с Самаркандом не сравнимые- просто уйти от модели когда потребитель расчитывается с поставщиком напрямую, то есть ввести в практику взаиморасчеты с ТСЖ или Управляющие компании, которые будут получать свою прибыль от управления хозяйством жилых кварталов и заниматься сбором всех средств. Абсурдно когда государство до сих пор занимается сбором денег с 32 млн человек, когда могло бы лицензировать деятельность 100-1000 компаний которые профессионально бы занимались сбором и в конкурентной среде создавали бы условия для потребителей, все таки они будут думать о росте своей компании и прибыли, а не как инспекторы о росте личного состояния
ОтветитьУдалитьПусть реально посадят/накажут жестко по паре инспекторов с каждого ГорГаза/Райгаза чтоб другие деньги мимо кассы не несли.
ОтветитьУдалить