Можно ли считать полноценным высшим образовательным учреждением институт, в котором обучаются две-три тысячи студентов? Как выглядят такие учебные заведения на фоне процесса укрупнения вузов, который в последнее время признан в качестве общемирового тренда? Будет ли и у нас в Узбекистане рассмотрен и решен вопрос оптимизации сети вузов путем их укрупнения?
В настоящее время в Самарканде
функционируют семь высших учебных заведений. В них обучаются свыше 26 тыс.
студентов. По вузам картина выглядит таким образов: Самаркандский
госуниверситет – 7200, Сельхозинститут (СамСХИ) – 5400, Архитектурно-строительный
институт (СамГАСИ) – 4505, Медицинский институт (СамМИ) – 2851, Институт
иностранных языков (СамГИИЯ) – 2465, Институт экономики и сервиса (СамИЭС) –
2400, филиал Ташкентского университета информационных технологий (ТУИТ) – 1229 студентов.
Насколько оправдано наличие маленьких
вузов с точки зрения современного мирового опыта? Изучение данного вопроса
показывает, что специалисты во многих странах, в том числе в России, считают,
что укрупнение вузов является велением времени и только так можно эффективно
использовать материальные и финансовые ресурсы, успешно вести
научно-исследовательскую работу.
В последние десятилетия укрупнение вузов
стало общемировым трендом. США, страны
Европы, Япония, Китай накопили в этом деле большой опыт. В России объединение
вузов начиналось с организации федеральных университетов. Так в результате слияния
трех-четырех вузов возникли Казанский федеральный университет, Дальневосточный
федеральный университет, Сибирский федеральный университет. Процесс продолжается
путем создания опорных региональных университетов.
Согласно Концепции развития образования
на 2016–2020 годы в России к концу указанного срока количество филиалов
вузов должно сократиться на 80%, а число самих институтов
и университетов — на 40%.
В качестве примера укрупнения регионального вуза приведу следующий факт. К Самарскому государственному аэрокосмическому университету (СГАУ) был присоединен Самарский государственный экономический университет. А до этого к СГАУ присоединился еще один базовый вуз региона — Самарский государственный университет. К новому вузу будут присоединены четыре самарских академических института, что позволит сконцентрировать под одной крышей фундаментальную и прикладную науку.
Практика показывает, что объединяются не
только однопрофильные вузы, но и разнопрофильные. При объединении
разнопрофильных вузов возникает возможность открыть новые направления научной
деятельности на стыке наук. Это также способствует улучшению подготовки кадров.
Рассмотрим данную проблему на примере самаркандских вузов.
Так, при объединении СамГУ, СамГАСИ и
филиала ТУИТ усиливается фундаментальная подготовка студентов первых курсов по
математике и физике. Дело в том, что в университете, который отмечает в этом
году свое 90-летие, есть мощная база для глубокого и всестороннего изучения
точных наук. В свое время основой филиала ТУИТ стал факультет прикладной
математики СамГУ. Еще тогда не создав филиал, путем усиления этого факультета, можно
было при нем открыть новые направления по информационным технологиям.
Или, объединив СамГУ и СамИЭС, можно
создать мощный факультет экономики. Сейчас такие факультеты имеются в обоих
вузах. Объединение позволило бы собрать вместе их ресурсы для эффективного
использования в подготовке высококвалифицированных кадров и ведения
научно-исследовательской работы. Необходимо учесть, что СамИЭС, созданный на
базе Самаркандского кооперативного института, имеет большой опыт и многолетнюю
практику подготовки специалистов экономического направления.
Такие вузы, как СамИЭС, СамГАСИ, СамМИ,
СамСХИ имеют сильное прикладное направление, а в университете развита
фундаментальная наука. Объединение вузов позволит сконцентрировать прикладную и
фундаментальную науку в один мощный кулак, ускорит внедрения научных разработок
в производство, а также приблизит теорию к практике и система подготовки кадров
получает более практическую направленность.
И не зря специалисты тех стран, где
завершился или идет процесс укрупнения вузов, считают, что такое объединение
способно преобразовать и высшую школу, и всю систему образования, а также и
науку. При этом они утверждают, что вузы должны принимать добровольное решение об объединение.
Выше говорилось о возможном укрупнении
вузов на примере Самарканда. А что, если рассмотреть данную проблему в масштабе всего
Узбекистана? Главное здесь – общенациональные интересы. Стоит поддержать идею укрупнения
вузов, если это позволит консолидировать вокруг сильных вузов материальные,
финансовые ресурсы и приведет к повышению эффективности высших учебных
заведений.
Тошпулат
Рахматуллаев
Сайт
«Новости Узбекистана», раздел, «Общество», 28.02.2017
Да и в правду хорошая идея но также нужно рассмотреть вожможность создания академ городка или кампуса для удобного компактного расположения обьединяемых вузов.
ОтветитьУдалить