Туристов
привлекают не только исторические памятники
В Самарканде, городе известном своими
достопримечательностями, где прошла вся моя жизнь, наблюдая за иностранными
туристами, у меня сложилось мнение, что за рубежом путешествуют только
пенсионеры. Но, оказалось, что это неправильное, ложное представление,
сложившееся на основе нашей действительности. Оказалось, что туристам среднего,
особенно молодого возраста, у нас скучно. Они предпочитают места, где можно
отдыхать, весело проводить время не только днем, но и вечером, а также ночью.
Еще. Оказывается, существуют не только
такой распространенный у нас вид туризма,
как культурно-исторический, но и многие другие его виды. А мы уверены, что у
нас есть ценные исторические памятники и этого достаточно для привлечения
туристов. Такая тенденция продолжается много лет и поэтому преодолеть этот
сложившийся стереотип за короткое время трудно.
Конечно, с конца прошлого года в
Узбекистане проделано немало для развития туризма. Так, был упразднен
национальная компания «Узбектуризм» и на ее базе был создан Государственный
комитет по развитию туризма. О том, что надо поменять систему говорят и
специалисты. Первый зампредседателя Сената по вопросам международных отношений,
внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Садык Сафаев,
говоря о том, что сейчас комитет готовит Госпрограмму на ближайшие 5 лет, где будут
отражены самые важные вопросы, отметил следующее: «Доля туризма в ВВП
Узбекистана сегодня не достигает и 3%. Это не потому что кто-то не
дорабатывает. Просто пора менять саму систему».
Вместе с этим, хочется это отдельно
подчеркнуть, необходимо изучать опыт других стран по привлечению туристов,
повышению привлекательности страны. Одной из таких стран является близкий наш
сосед, дружественный Казахстан. В этой стране предпринимаются конкретные шаги
для развития отрасли.
С
какими факторами связано развитие разных видов туризма?
В Казахстане с целью распространения
информации о туристском потенциале отдельных регионов, продвижения туристского
продукта на международном рынке и внутри государства, а также для
научно-методического обеспечения в области туризма созданы несколько туристских
информационных центров. Один из них туристский центр «Онтустик» (в переводе с
казахского это слово означает «южный»). Центр создан при Южно-Казахстанском
акимате, который и организовал пресс-тур, в котором принимал участие и автор.
Как нас информировали хозяева, основной
целью развития туризма в Казахстане является создание конкурентоспособного
современного туристского комплекса, имеющего высокую рентабельность.
Предусмотрено на его основе развить отрасль в качестве отдельного сектора
экономики, создать условия для интеграции в мировой туристский рынок и развитие
международных связей в области туризма.
В Южном Казахстане разработан план
организации туризма по четырем направлениям. Это – экотуризм в Каскасу,
лечебно-профилактический туризм в Сариагаше, пляжный туризм в Шардаре,
историко-культурный туризм в Туркестане и Отраре.
В Казахстане исторические памятники
сосредоточены в ряде городов, среди которых выделяются Туркестан, Сайрам и
Отрар. Но можно с уверенностью утверждать, что большой потенциал туризма в
стране сосредоточен в других видах туризма, нежели историко-культурный.
Специалисты отрасли стремятся использовать уникальные природные возможности
страны, ее разнообразный ландшафт для развития всех видом туризма. Это–
деловой, познавательный, спортивный, экстремальный, охота с беркутом, альпинизм
и некоторые другие виды.
Об этом говорил Президент Республики
Казахстан Нурсултан Назарбаев на открытии 18 сессии генассамблеи Всемирной
туристической организации (ЮНВТО) в октябре 2009 года в Астане: «Сегодня наша
страна обладает уникальной возможностью развивать все виды туризма –
культурно-познавательный, оздоровительный, экологический, экстремальный,
спортивный и другие…».
В ходе инфотура, ознакомившись с
деятельностью туристского центра «Онтустик», мы убедились, что здесь есть
понимание того, что сами по себе исторические памятники или многообразие
природы, какой бы она ни была уникальной, не может привлекать туристов в
достаточном количестве. Здесь необходимо учитывать другие факторы. По мнению
местных специалистов, важными условиями развития туризма являются следующие
факторы: соответствие объектов туристской и транспортной инфраструктуры
требованиям международных стандартов, высокий уровень сервиса, развитая материально-техническая база
туристской инфраструктуры. И, конечно, очень многое зависит от уровня кадров.
Что
показал тур по достопримечательностям Юга Казахстана?
Участникам инфотура хозяева сначала
показали туристские возможности по историко-культурному направлению. Была
организована поездка в город Туркестан, который находится в 170 км
северо-западнее Шымкента.
Туркестан, который считается центром
международного и местного туризма, известен своими уникальными историческими
памятниками. Главным среди них по праву считается Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.
Мавзолей находится на территории Государственного историко-культурного
заповедника-музея "Хазрет Султан" и первым в Казахстане был внесен в
список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В последние годы здесь проведены
большие реставрационно-консервационные работы. Как нас информировали, данная
работа проводится в рамках концепции «Коне Туркестан», которая разработана в
соответствии с программой Президента РК "Мэдени мура" (Культурное
наследие).
Примечательно, что при выполнении
ремонтно-реставрационных работ стараются сохранить старые дома, расположенные
на территории охраняемой зоны мавзолея. Их
будут использовать для туристического сервиса и услуг. Этот опыт
заслуживает изучения.
Согласно программе инфотура, два дня
было отведено поездке по предгорным районам юга Казахстана. Мы ознакомились с
деятельностью домов отдыха, санаториев. Проехав всего несколько километров от
Шымкента, вы окажетесь в живописном оазисе, который манит каждого красотой
пейзажа, простором. Мы были в зонах отдыха Толебийского района. В том числе в
горном курорте «Алма тау», экологическом городке Eco Villaje Kaskasu, в зоне отдыха «Тау самалы». Нам
показали также курортно-санаторный комплекс «Сарыагаш», пятизвездочный
оздоровительный комплекс«Aray Deluxe».
Участники инфотура убедились, что
выполнена огромная работа по благоустройству территорий домов отдыха и
комплексов и все направлено на привлечение туристов. Во многим организаторам
это удалось. Но…
Если помните, выше говорилось, что одним
из важных факторов, влияющее на развитие туризма, является проблема кадров. В
этом мы еще раз убедились, сравнивая положение в разных объектах, в которых мы
были. Организаторы вложили немало средств, воздвигая зоны отдыха в предгорьях.
Ведь одна доставка стройматериалов и оборудования чего стоит. Ясно, что это
бизнес. Но для того, чтобы этот бизнес приносил доход, нужен грамотный
персонал, которому по силу оказание услуг по международным стандартам.
В горном курорте «Алма тау» нас встретил
менеджер и в его сопровождении мы полностью ознакомились с объектом и
прилегающей территорией. Менеджер был красиво одет, отвечал подробно на все
вопросы. А вот в зоне отдыха «Тау самалы» нас встретила молодая сотрудница.
Было видно, что она не владеет ситуацией, не могла ответить на все наши
вопросы. Необходимо учитывать, что в туризме не
бывает мелочей, для туриста все важно.
Центр
служит для увеличения потока туристов
Нам следует изучать опыт работы
туристского центра «Онтустик», который является некоммерческой организацией.
Полное его название – Коммунальное государственное учреждение Туристский
информационный центр «Ontustik Tourism Center» управления предпринимательства,
индустриально-инновационного развития и туризма Южно-Казахстанской области.
Согласно Уставу целью Центра является распространение информации о туристском
потенциале области, продвижение туристского продукта на международном
туристском рынке и внутри государства. Центр также помогает развитию новых
субъектов предпринимательств и их научно-методического обеспечения в области
туристской деятельности.
«В
Казахстане созданы четыре таких Центра. Они не занимаются предпринимательством,
а являются связующим звеном между туристскими организациями и туроператорами. У
нас работают 18 сотрудников. Мы распространяем информацию о потенциале нашей
области в сфере туризма. Наш Call центр работает 24 часа в сутки. Если к нам
обращаются туристы, мы их направляем к туроператору», - рассказывает менеджер
туристского центра «Онтустик» Айша Юсупова.
Филиалы центра действуют в Туркестане и
Сарыагаше. Работают инфокиоски в аэропорту и железнодорожном вокзале.
И в организационном плане туристский
центр «Онтустик» отличается от регионального представительства Государственного
комитета по развитию туризма Республики Узбекистан. У Центра нет по вертикали
вышестоящей организации, и он является одним из подразделений управления
областного акимата. Очень важный момент – Центр имеет необходимые средства для
полноценного ведения своей деятельности, а также свой офис, где созданы все
условия для работы.
Изучение деятельности туристского центра
«Онтустик», а также туристские возможности Казахстана, показывают, что есть
чему поучиться у наших соседей.
Тошпулат
Рахматуллаев
Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий