суббота, 24 июня 2017 г.

Поучительный опыт Казахстана по организации туризма




 В Казахстане ведется широкомасштабная работа по развитию туризма, которая поддерживается государством. Деятельность туристических организаций направлена на то, чтобы сделать страну привлекательной для иностранных туристов, развивать внутренний туризм, превратить туризм в один из важных отраслей экономики. Убедился в этом в ходе  пятидневного инфотура, который состоялся в Южно-Казахстанской области.

Туристов привлекают не только исторические памятники

В Самарканде, городе известном своими достопримечательностями, где прошла вся моя жизнь, наблюдая за иностранными туристами, у меня сложилось мнение, что за рубежом путешествуют только пенсионеры. Но, оказалось, что это неправильное, ложное представление, сложившееся на основе нашей действительности. Оказалось, что туристам среднего, особенно молодого возраста, у нас скучно. Они предпочитают места, где можно отдыхать, весело проводить время не только днем, но и вечером, а также ночью.

Еще. Оказывается, существуют не только такой распространенный  у нас вид туризма, как культурно-исторический, но и многие другие его виды. А мы уверены, что у нас есть ценные исторические памятники и этого достаточно для привлечения туристов. Такая тенденция продолжается много лет и поэтому преодолеть этот сложившийся стереотип за короткое время трудно.

Конечно, с конца прошлого года в Узбекистане проделано немало для развития туризма. Так, был упразднен национальная компания «Узбектуризм» и на ее базе был создан Государственный комитет по развитию туризма. О том, что надо поменять систему говорят и специалисты. Первый зампредседателя Сената по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Садык Сафаев, говоря о том, что сейчас комитет готовит Госпрограмму на ближайшие 5 лет, где будут отражены самые важные вопросы, отметил следующее: «Доля туризма в ВВП Узбекистана сегодня не достигает и 3%. Это не потому что кто-то не дорабатывает. Просто пора менять саму систему».

Вместе с этим, хочется это отдельно подчеркнуть, необходимо изучать опыт других стран по привлечению туристов, повышению привлекательности страны. Одной из таких стран является близкий наш сосед, дружественный Казахстан. В этой стране предпринимаются конкретные шаги для развития отрасли.

С какими факторами связано развитие разных видов туризма?

В Казахстане с целью распространения информации о туристском потенциале отдельных регионов, продвижения туристского продукта на международном рынке и внутри государства, а также для научно-методического обеспечения в области туризма созданы несколько туристских информационных центров. Один из них туристский центр «Онтустик» (в переводе с казахского это слово означает «южный»). Центр создан при Южно-Казахстанском акимате, который и организовал пресс-тур, в котором принимал участие и автор.

Как нас информировали хозяева, основной целью развития туризма в Казахстане является создание конкурентоспособного современного туристского комплекса, имеющего высокую рентабельность. Предусмотрено на его основе развить отрасль в качестве отдельного сектора экономики, создать условия для интеграции в мировой туристский рынок и развитие международных связей в области туризма.

В Южном Казахстане разработан план организации туризма по четырем направлениям. Это – экотуризм в Каскасу, лечебно-профилактический туризм в Сариагаше, пляжный туризм в Шардаре, историко-культурный туризм в Туркестане и Отраре. 

В Казахстане исторические памятники сосредоточены в ряде городов, среди которых выделяются Туркестан, Сайрам и Отрар. Но можно с уверенностью утверждать, что большой потенциал туризма в стране сосредоточен в других видах туризма, нежели историко-культурный. Специалисты отрасли стремятся использовать уникальные природные возможности страны, ее разнообразный ландшафт для развития всех видом туризма. Это– деловой, познавательный, спортивный, экстремальный, охота с беркутом, альпинизм и некоторые другие виды.

Об этом говорил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на открытии 18 сессии генассамблеи Всемирной туристической организации (ЮНВТО) в октябре 2009 года в Астане: «Сегодня наша страна обладает уникальной возможностью развивать все виды туризма – культурно-познавательный, оздоровительный, экологический, экстремальный, спортивный и другие…».

В ходе инфотура, ознакомившись с деятельностью туристского центра «Онтустик», мы убедились, что здесь есть понимание того, что сами по себе исторические памятники или многообразие природы, какой бы она ни была уникальной, не может привлекать туристов в достаточном количестве. Здесь необходимо учитывать другие факторы. По мнению местных специалистов, важными условиями развития туризма являются следующие факторы: соответствие объектов туристской и транспортной инфраструктуры требованиям международных стандартов, высокий уровень сервиса,  развитая материально-техническая база туристской инфраструктуры. И, конечно, очень многое зависит от уровня кадров.

Что показал тур по достопримечательностям Юга Казахстана?

Участникам инфотура хозяева сначала показали туристские возможности по историко-культурному направлению. Была организована поездка в город Туркестан, который находится в 170 км северо-западнее Шымкента.

Туркестан, который считается центром международного и местного туризма, известен своими уникальными историческими памятниками. Главным среди них по праву считается Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави. Мавзолей находится на территории Государственного историко-культурного заповедника-музея "Хазрет Султан" и первым в Казахстане был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В последние годы здесь проведены большие реставрационно-консервационные работы. Как нас информировали, данная работа проводится в рамках концепции «Коне Туркестан», которая разработана в соответствии с программой Президента РК "Мэдени мура" (Культурное наследие).

Примечательно, что при выполнении ремонтно-реставрационных работ стараются сохранить старые дома, расположенные на территории охраняемой зоны мавзолея. Их  будут использовать для туристического сервиса и услуг. Этот опыт заслуживает изучения.

Согласно программе инфотура, два дня было отведено поездке по предгорным районам юга Казахстана. Мы ознакомились с деятельностью домов отдыха, санаториев. Проехав всего несколько километров от Шымкента, вы окажетесь в живописном оазисе, который манит каждого красотой пейзажа, простором. Мы были в зонах отдыха Толебийского района. В том числе в горном курорте «Алма тау», экологическом городке Eco Villaje  Kaskasu, в зоне отдыха «Тау самалы». Нам показали также курортно-санаторный комплекс «Сарыагаш», пятизвездочный оздоровительный комплекс«Aray Deluxe».

Участники инфотура убедились, что выполнена огромная работа по благоустройству территорий домов отдыха и комплексов и все направлено на привлечение туристов. Во многим организаторам это удалось. Но…

Если помните, выше говорилось, что одним из важных факторов, влияющее на развитие туризма, является проблема кадров. В этом мы еще раз убедились, сравнивая положение в разных объектах, в которых мы были. Организаторы вложили немало средств, воздвигая зоны отдыха в предгорьях. Ведь одна доставка стройматериалов и оборудования чего стоит. Ясно, что это бизнес. Но для того, чтобы этот бизнес приносил доход, нужен грамотный персонал, которому по силу оказание услуг по международным стандартам.

В горном курорте «Алма тау» нас встретил менеджер и в его сопровождении мы полностью ознакомились с объектом и прилегающей территорией. Менеджер был красиво одет, отвечал подробно на все вопросы. А вот в зоне отдыха «Тау самалы» нас встретила молодая сотрудница. Было видно, что она не владеет ситуацией, не могла ответить на все наши вопросы. Необходимо учитывать, что в туризме не  бывает мелочей, для туриста все важно.

Центр служит для увеличения потока туристов

Нам следует изучать опыт работы туристского центра «Онтустик», который является некоммерческой организацией. Полное его название – Коммунальное государственное учреждение Туристский информационный центр «Ontustik Tourism Center» управления предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма Южно-Казахстанской области. Согласно Уставу целью Центра является распространение информации о туристском потенциале области, продвижение туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства. Центр также помогает развитию новых субъектов предпринимательств и их научно-методического обеспечения в области туристской деятельности.

«В Казахстане созданы четыре таких Центра. Они не занимаются предпринимательством, а являются связующим звеном между туристскими организациями и туроператорами. У нас работают 18 сотрудников. Мы распространяем информацию о потенциале нашей области в сфере туризма. Наш Call центр работает 24 часа в сутки. Если к нам обращаются туристы, мы их направляем к туроператору», - рассказывает менеджер туристского центра «Онтустик» Айша Юсупова.

Филиалы центра действуют в Туркестане и Сарыагаше. Работают инфокиоски в аэропорту и железнодорожном вокзале.

И в организационном плане туристский центр «Онтустик» отличается от регионального представительства Государственного комитета по развитию туризма Республики Узбекистан. У Центра нет по вертикали вышестоящей организации, и он является одним из подразделений управления областного акимата. Очень важный момент – Центр имеет необходимые средства для полноценного ведения своей деятельности, а также свой офис, где созданы все условия для работы.

Изучение деятельности туристского центра «Онтустик», а также туристские возможности Казахстана, показывают, что есть чему поучиться у наших соседей.

Тошпулат Рахматуллаев

Фото автора










Комментариев нет:

Отправить комментарий