Знаменитые фрески Афрасиаба – красочные настенные росписи, относящиеся к доарабскому времени (VII век н.э. ), были открыты археологами в 1965 году. В течение последних четырех лет, благодаря международному культурному сотрудничеству, был завершен проект по сохранению живописи, которая получила названия «Зал послов».
По этому случаю 21 сентября Министерство
культуры Республики Узбекистан, Самаркандский государственный музей-заповедник
и Ассоциация по охране живописи Афрасиаба организовали презентацию. В ней приняли
участие послы США и Франции в Узбекистане Памела Спратлен и Виолен де Вильмор, президент
Ассоциации по изучению истории и культуры Темуридов центром в Париже Фредерик
Бопертюи-Брессан, руководители и участники совместной узбекско-французской
археологической экспедиции, хоким Самарканда Фуркат Рахимов, представители
общественности города.
Вначале мероприятия французский археолог
профессор Франц Грене рассказал собравшимся об истории открытия фресок и раскрыл
содержание росписи на каждой из четырех стен дворца согдийского царя Вархумана,
который царствовал в третьей четверти VII века. Ученый
отметил, что росписи южной стены (см. фото), которая лучше сохранили яркость
красок, представляет большую трудность в толковании, хотя раньше предполагалось,
что перед нами торжественный въезд в Самарканд иностранных послов.
В своих выступлениях Памела Спратлен и
Виолен де Вильмор и отметили, что благодаря международному культурному
сотрудничеству, в котором принимали
участие США, Франция, Швейцария, Южная Корея, знаменитые фрески Афрасиаба,
являющиеся достоянием всего человечества, приобрели вторую жизнь, и будут
радовать людей еще долгие годы. «Мы объединились,
чтобы сохранить этот шедевр мировой культуры. Вклад США проходит через программы
«Фонда посла по сохранению культурного наследия». Мы выделили грант для
осуществления проекта», – сказала в частности госпожа Спратлен.
Госпожа Фредерик Бопертюи-Брессан и
Ассоциация, которую она возглавляет, по праву считаются пропагандистами истории
и культуры Узбекистана не только во Франции, но и по всей Европы. Она автор
книг-альбомов «Голубой Самарканд» и «Волшебный Самарканд». Гостья рассказала о роли Самарканде во
всемирной истории и о значении средневекового искусства Узбекистана.
Руководители проекта реставрации настенной
росписи Жеральдин Фрэ (Франця) и Марина Реутова (Узбекистан) подробно рассказали
о том, как был осуществлен проект. Исследования совместной узбекско-французской
археологической экспедиции 1998 года выявили, что состояние фресок вызывает
опасения. Тогда для их сохранения был использован пенопласт, укрепленный на
деревянные рамки. Такая конструкция не была прочной и на фресках начали
появляться трещины и другие дефекты.
Для сохранения ценного культурного
наследия была создана Ассоциация по охране живописи Афрасиаба. Работа продолжалось
целых четыре года. «Каждый год по одной
стене», – говорит Жеральдин Фрэ. На мой вопрос, что было самым трудным в
период работы, она ответила, что это опасность навредить фрагменту фресок во
время переноса на другую, более прочную основу.
М.Реутова отметила, что новая основа
состоит из трех слоев. Первый – стеклопластик, второй – современный высококачественный,
сверхпрочный композитный материал – сотовый алюминий, в третьем слое опять стеклопластик.
По ее словам, все 109 фрагментов фресок
были обработаны и они получили долгую жизнь.
Хоким Самарканда Фуркат Рахимов выразил
благодарность послам США, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, ученым, всем
участникам проекта, которые внесли сой вклад в сохранении настенной росписи
Афрасиаба.
Тошпулат
Рахматуллаев
Фото автора
Сайт «Новости Узбекистана», раздел «Культура
и искусство», 22.09.2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий