вторник, 23 декабря 2014 г.

«Такая революция мне не нужна!» Только деятельные люди способны на реформы в Узбекистане

 Положение в Узбекистане еще можно изменить в лучшую сторону. Для этого нужны всего лишь воля власть имущих и глубокое осознание необходимости реформ, которые надобны не только простым людям, но и самой власти. Устранив упущения, зачастую граничащие с преступной халатностью, а также изменив свое пренебрежительное отношение к нуждам и интересам простых людей, власть может предотвратить многие беды, пишет самаркандский журналист Тошпулат Рахматуллаев в заключительной статье цикла «Такая революция мне не нужна!».
Факторов, которые могут отрицательно повлиять на ситуацию в Узбекистане, к сожалению, немало. Но положение еще можно изменить в лучшую сторону. Для этого нужны всего лишь воля власть имущих и глубокое осознание необходимости реформ, которые надобны не только простым людям, но и самой власти, в том числе чиновникам среднего и низшего звена, нередко являющимся тормозом нормального развития общества.

Действительно, много чего мешает поступательному развитию социума и государства. Обозначу некоторые, на мой взгляд, важные факторы, с которыми люди часто сталкиваются. Устранив эти упущения, зачастую граничащие с преступной халатностью, а также изменив свое пренебрежительное отношение к нуждам и интересам простых людей, власть может предотвратить многие беды. В том числе те, что могут задеть интересы должностных лиц.

К примеру, отдельные госструктуры и нечистоплотные чиновники не прочь обогащаться за счет пенсионеров. Почтовые отделения заставляют пожилых людей оформлять подписку или покупать ненужные им и нередко старые номера газет, удерживая их стоимость с пенсий. К сожалению, все к этому привыкли. Как-то я написал об этом статью для узбекского сайта, и комментарии, поступившие от читателей почти из всех уголков Узбекистана, подтвердили распространенность и устойчивость этой безобразной практики продажи пенсионерам газет и принуждения к оформлению подписки на печатные издания. С тех пор ничего не изменилось, наоборот - объем получаемых почтовыми отделениями газет для реализации пожилым людям увеличился.

Реакция компетентных органов на жалобы и обращения граждан также становится причиной недовольства, поскольку письма и заявления, как правило, возвращаются органам, на которых жалуются граждане. У меня есть немало тому примеров.

Иногда суды рассматривают дела о задолженности, основываясь только на документах, представленных предприятиями коммунальных служб. Несмотря на то, что сумма иска порой составляет несколько миллионов сумов, суды полностью доверяют данным службам и не утруждают себя перепроверкой документов и приглашением на судебное заседание другой стороны – физических лиц, которые, по версии коммунальщиков, имеют долги. В результате судьи иногда выносят решения, над которыми не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.

К примеру, юрист самаркандского общества защиты прав потребителей Арсен Григорян в своей заметке, опубликованной в местной газете в августе нынешнего года, приводит ряд случаев, которые называет «страшными и незаконными по своей сути». Так, на имя женщины, которая умерла в 2012 году, пришло судебное извещение о необходимости погасить долг за воду. В одну из махаллей (кварталов) города принесли список местных жителей, имеющих задолженность по использованной электроэнергии. Среди них были две женщины, одна из которых выбыла в Россию, где умерла в 2006 году, а вторая – тоже покинула страну и умерла в 1995 году. Был даже иск к мужчине, который скончался аж в 1985 году.

Есть проблемы и в социальной сфере. В Самарканде почти каждый знает, как трудно и недешево обойдется устроить ребенка в детсад или престижную школу. Под последней чаще всего имеют в виду какое-либо из ряда учебных заведений, в основном, бывших русских школ, расположенных в центре города. Места в них ограничены, но при большом желании и наличии энной суммы денег ребенка устроить туда все же можно.

Недавно свой пост покинул руководитель городского управления народного образования, и теперь его бывшие соратники стали более открыто говорить о его темных делах. По их словам, стараниями бывшего начальника уровень образования в Самарканде намного снизился, и предстоит немало сделать для исправления положения. По мнению моих собеседников, не стоило отпускать этого человека без предварительного изучения компетентными органами его работы, особенно по набору в детские дошкольные учреждения и первые классы школ, а также в период хлопкоуборочной кампании. Они также хотели бы получить ответ, почему экс-начальник гороно 22 августа прошлого года попал в милицию и находился в камере предварительного заключения.

Свидетельством наплевательского отношения к нуждам людей является и состояние транспортного обслуживания в Самарканде. Об этом много говорят, местные СМИ порой выступают с критикой существующего положения, но ни транспортники, ни местная власть не обращают на эти сигналы никакого внимания. Между тем, сложившаяся в этой сфере ситуация обижает и унижает людей.

Автобусы не соблюдают графика движения, ни о какой культуре обслуживания не может быть и речи. С наступлением темноты общественный транспорт практически исчезает, а в выходные дни в рейс выходит незначительное их количество. Для руководителей автобаз и водителей главное – деньги, поэтому автобусы пускают только в те часы, когда на улицах много людей, особенно школьников и студентов.

Недовольство жителей города и его гостей вызывает то, что на многих остановках водители общественного транспорта стоят от двух до пятнадцати минут, и речь не о конечных остановках. Например, у знаменитого Сиабского рынка для остановки выделена всего одна полоса, хотя здесь иногда собираются одновременно десятки автобусов. Они мешают не только друг другу, но и другим транспортным средствам.

Когда речь идет о культуре обслуживания, имеется в виду и работа кондукторов. В Самарканде фактически нет кондукторов как таковых. Деньги собирают наемные работники водителей, в основном, парни в возрасте 13-20 лет. Они громко кричат, когда зазывают пассажиров и объявляют остановки. Всем это надоело, но ни городские власти, ни руководство автопредприятий менять ничего не собираются.

Еще один досадный момент. Первого января 2012 года более тридцати махаллей, в том числе и наша, были переданы Самаркандским районом городу Самарканду. После чего было принято решение переименовать улицы новых кварталов. Хотя прошло уже три года, фактически ничего не сделано. До сих пор в наших паспортах местом прописки указано название не улицы, а махалли. Это создает неудобства для тысяч семей, но управление по благоустройству городского хокимията (администрации), которое должно было заняться переименованием улиц, бездействует. Городские власти много времени уделяют приему и проводам гостей, и на другие, жизненно важные для населения дела, сил у них, видимо, не остается.

Много нареканий вызывают также плохие автомобильные дороги, санитарное состояние улиц, процесс получения биометрического паспорта, перекрытие дорог без уведомления населения во время прибытия в Самарканд высокопоставленных гостей и другие моменты.

Отдельно следует сказать о необходимости расширения границ свободы слова. Если газеты и телевидение будут открыто говорить о существующих недостатках, упущениях и, невзирая на лица, критиковать нерадивых начальников, тогда многое изменится к лучшему. Это же аксиома. Как свидетельствует мировой опыт, у экономического развития и заметного улучшения благосостояния народа есть непосредственная связь со свободой слова. Говоря об этом, в качестве иллюстрации часто приводят полярно различающиеся ситуации в Северной и Южной Кореях.

Неужели те, кто контролирует СМИ и блокирует интернет-ресурсы, не понимают, что льют воду на мельницу нечистоплотных чиновников? Я не могу понять причину блокировки своего блога «Согдиана» (rtoshpulat.blogspot.ru). Да, в блоге много критических материалов, но они касаются тех явных недостатков, которые лежат на поверхности и мешают развитию нашей страны, являются причиной недовольства населения. Если их устранить, наша жизнь станет более светлой, красивой и благополучной. Неужели те, кто блокирует мой блог, против этого? Ведь от их действий выигрывают коррупционеры и мошенники всех мастей.

Пусть тот, кто распорядился заблокировать мой блог, не думает, что он больший патриот, чем я. Пусть он знает, что отчизну любит не тот, кто постоянно хвалит ее, скрывая ее недостатки, а тот, кто, указывая на упущения, ищет пути преодоления трудностей. Если будем жить только аплодисментами, прогресса нам никогда не видать.

Точно знаю, что решение о блокировке моего блога принято в Ташкенте, поскольку в Самарканде отношение к критическим выступлениям в СМИ в последнее время стало более-менее терпимым. На протяжении последних двух лет меня приглашают на отдельные официальные мероприятия городского или областного масштаба. С прошлого года участвую на пресс-конференциях, организуемых пресс-центром областного хокимията. В этом году в день профессионального праздника мне неожиданно вручили почетную грамоту и ценный подарок от имени хокима области, хотя до этого более десяти лет на такие мероприятия меня даже не приглашали. А на одном из собраний, как передали позже мне некоторые его участники, глава администрации области Зоир Мирзаев, отметив, что в регионе еще много недостатков, призвал «прочитать материалы блога Рахматуллаева, который часто критикует нас».

Пишу об этом только ради констатации фактов. Но с другой стороны, надо говорить тому, кто слушает, и критиковать того, кто реагирует на твою критику и исправит ошибки. Если чиновник нормально реагирует на критику, значит, он не безнадежен.

Власть, чиновники… Да, многое в нашей жизни, тем более на Востоке, зависит от них. Но не все. Как говорил Булат Окуджава, «власть – администрация, а не божество». В этой связи хочу привести слова видного таджикского оппозиционера Додожона Атовуллоева: «Я уже давно понял, что надо менять не власть, а нас. Мы – терпеливые, голосующие, одобряющие и покорные – только мы определяем состояние и поведение власти. И стоит нам измениться, как непременно изменится власть».

Не могу не сказать несколько слов о прошедших 21 декабря выборах в узбекский парламент и местные органы власти. Побывав на нескольких избирательных участках, я убедился, насколько еще многие наши сограждане инертны, далеки от политики, не интересуются происходящими вокруг них процессами, не понимают значения своего участия в выборах, голосуют, не зная кандидата в депутаты и его программы. А потом постоянно жалуются на плохую жизнь, на проблемы, которые преследуют их на каждом шагу, на пренебрежительное отношение чиновников, на свое унизительное положение.

Не пора ли нам понять, что только инициативный, неравнодушный народ может коренным образом изменить ситуацию в стране?

Тошпулат Рахматуллаев

Международное информационное агентство «Фергана»


 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий