четверг, 15 сентября 2016 г.

Как новый руководитель Самаркандского горгаза добился уменьшения дебиторской задолженности

                                   
Впервые за многие годы наблюдается уменьшение дебиторской задолженности потребителей города Самарканда по природному газу. Специалисты филиала «Самаркандшахаргаз» (в простонародье – «горгаз») такое положительное изменение связывают с приходом на должность руководителя этой организации Акбара Бахриева.


На должность временно исполняющего обязанности начальника «Самаркандшахаргаз», которое является филиалом унитарного предприятия «Марказгазтаъминот» (в простонародье – «облгаз») Акбар Бахриев был назначен 11 апреля 2016 года. Он до этого в течение 11 лет возглавлял городское производственное государственное предприятие «Сувокова» (бывший «Горводоканал»).

Учитывая, что деятельность филиала «Самаркандшахаргаз» затрагивает интересы полумиллионного города, решили подвести некоторые итоги работы нового руководителя за прошедший период. Избегая общих фраз, приведем только конкретные факты и цифры. Анализируя их, каждый желающий сможет сделать свои выводы вместо того, чтобы обвинять автора в подготовке оды в честь А.Бахриева. Это еще необходимо для тех пессимистов, которые уверены в невозможности изменения в лучшую сторону работы газовых хозяйств.

Все познается в сравнении. Каждый может сравнить цифры и сам сделать вывод. Чтобы быть объективным и сравнение выглядело корректно, приведены цифры за одни и те же месяцы 2015 и 2016 годов.

У кого больше дебиторской задолженности: у населения или юридических лиц?  

За три месяца 2015 года – май, июнь и июль – было потреблено природного газа на 8,48 млн. сумов, а собрано с населения 5,86 млрд. сумов. При этом раскладе образовавшаяся задолженность составила 2,62 млрд. сумов. За такой же период 2016 года, т.е. за первые месяцы работы А.Бахриева, дебиторская задолженность уменьшилась почти на 3 млрд. сумов.

Такого не было давно. Уже многие годы колчество расходуемого газа намного превышала сумму собираемых денег за его потребление. Это привело к тому, что по состоянию на 1 мая 2016 года, по версии горгаза, задолженность населения составляла 248,3 млрд. сумов. Руководители газового хозяйства были уверены, что люди пользуются газом и не думают об оплате. Но дальнейший анализ состояния дел показал, что большая часть долга относится оптовым потребителям, т.е. юридическим лицам.

В горгаз за период с 1 апреля до конца августа поступило более 1640 жалоб и заявлений от граждан и почти все они о необоснованности начисленного долга. Обратившиеся требуют произвести перерасчет, так как согласно показаниям их счетчиков и квитанциям об оплате, у них нет задолженности.

«После произведенных расчетов мы часто убеждаемся в правоте обратившихся к нам граждан, но сами не можем снять с базы компьютера их задолженность, так как доступ к базе можно получить только с разрешения УП «Марказгазтаъминот», – говорит ведущий специалист абонентского отдела Отабек Курбанов. А вот получить такое разрешение городскому газовому хозяйству не так-то легко. Мой собеседник с сожалением отметил, что «на свои обращения мы не получили ответа. А люди, которым начислены необоснованные долги, идут к нам. Мы ничего не можем сделать для снятия их задолженности».

Еще одно обращение горгаза в облгаз остается «незамеченным». Речь идет о 6,5 млрд. сумов. Как оказалось, часто при заполнении квитанций, люди допускают ошибки и неправильно указывают свои реквизиты. В этом случае банк все равно переводит деньги на отдельный счет газового хозяйства «до выяснения». После разбора каждого такого случая выяснилось, что все эта сумма должна быть переведена в расчетный счет филиала «Самаркандшахаргаз». Почему-то этому препятствует УП «Марказгазтаъминот». Говоря об этом, А.Бахриев подчеркнул, что если бы этот вопрос решился по справедливости, тогда дебиторская задолженность уменьшилась бы еще на 6,5 млрд. сумов.

С приходом нового руководителя коренным образом изменилась система работы с юридическим лицами. В результате за май-июль этого года обнаружен намного больший расхода природного газа со стороны оптовых потребителей, чем за такой же период прошлого года. Кроме того, обеспечено поступление суммы, намного превышающий прошлогодний показатель. Так, за указанные три месяца 2016 года собрано денег с оптовых потребителей на 1,3 млрд. сум больше, чем за такой же период прошлого года.

«До назначения Акбара Бахриева, по отчетам выходило, что 10 процентов потребления природного газа приходится на юридические лица, а 90 процентов на население, – сказал главный бухгалтер Комил Алланазаров. – В действительности же сейчас этот показатель составляет 40% и 60% соответственно». Вот где кроется причина увеличения дебиторской задолженности населения.

Прежние руководители газового хозяйства преподносили факты так, как будто основными потребителями являются физические лица. А незаконно использовавшие «голубое топливо» оптовые потребители фактически не платили в кассу. На многочисленные вопросы, поступающие из компании «Узтрансгаз» о разнице расхода газа и собранных денежных средств, в городе и области всю вину возлагали на население.

Как отметил главный инженер филиала «Самаркандшахаргаз» Кобил Оламов, в 2015 году не была осуществлена какая-либо работа по выявлению и наказанию потребителей, осуществивших незаконную врезку к магистральным трубам. А за май-июль этого года выявлено незаконное потребление природного газа в объеме 3,6 млн. кубометров на сумму 819,9 млн. сумов.

Изучение данной ситуации показало, что основная часть незаконных врезок приходились на трубы высокого давление, которые проходят по территории схода граждан махаллей Чордара и Кайнама Самаркандского района. Эта местность как раз знаменита своими многочисленными теплицами, в которых выращиваются помидоры, огурцы и цветы.

Для предотвращения в будущем таких инцидентов, трубы высокого давления, проложенные под землей, были демонтированы и выведены над уровнем земли. Кроме того, были установлены два электронных газоизмерительных прибора типа «Автопилот», с помощью которых осуществляется учет расхода природного газа, поступающего в город из газораспределительной станции (ГРС) «Самарканд-1».

А. Бахриев уверен, что данная работа будет способствовать ведению точного учета поступающего в город природного газа и предотвратит его уход «налево», что являлось одним из факторов увеличение дебиторской задолженности населения.
                                        
«В тех махаллах города, где нет природного газа, мы доставляем сжиженный газ в баллонах. И в этом деле было много неразберихи», – говорит К.Оламов. До 15 апреля 2016 года каждый баллон сжиженного газа продавали населению по 13 000-15 000 сумов при своей цене 7 440 сумов, что вызывало справедливое возмущение граждан. После прихода нового руководителя баллон газа доставляется населению по своей цене. Руководители схода граждан некоторых махаллей обратились с благодарственными письмами к хокиму города, в котором говорится об этом факте.

Хотя работников стало меньше, производительность возросла

Одним из больных мест в городском газовом хозяйстве была проблема кадров. «До назначения на эту должность я был наслышан об этой проблеме, – говорит А.Бахриев. – Люди говорили о нечистоплотности инспекторов, об их несерьезном отношении к своим обязанностям. Но то, что я увидел, до сих пор не укладывается в голове».

По вине начальников отделов и отдельных ответственных (точнее - безответственных) работников учет расхода газа по каждому отдельно взятому потребителю велся не надлежащим образом. Кроме того, не соответствовала действительности реальная структура расходования газа между населением и юридическими лицами, что стало причиной возникновения нереальной задолженности населения. Пришлось избавиться от 96 работников, постоянно нарушивших трудовую дисциплину.
                                  

                                 
Вместо них были приняты 73 новых работника, которые с ответственностью приступили к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что число работников уменьшилось на 23 человека, производительность труда намного возросла. Это выражается в увеличении объема собираемых денег с потребителей за использованный газ. Кроме того, за три месяца фонд оплаты труда сэкономлен на 60,7 млн. сумов.
                     
Приведем некоторые примеры халатного, а иногда и преступного отношения к кадровой работе. Тохир Эсоев, был принят на должность электромонтера, но на него была возложена задача телефониста. Он не имел соответствующего образования. Не выполняя свои обязанности, с января 2011 года по май 2016 года он получил заработную плату в размере 47 млн. сумов.

Мухиба Ахмедова, которая была назначена на должность монтера службы электрохимической защиты подземных труб, по словам А.Бахриева, даже не знала в чем заключаются ее функциональные обязанности. Она за год, с июня прошлого года по май – нынешнего, получила зарплату, компенсацию за питание, за проезд и т.д. в общей сложности 25,2 млн. сумов.

Еще одним существенным недостатком в работе филиала «Самаркандшахаргаз», по словам нового юриста предприятия Шухрата Хамидова, является грубое нарушение правил ведения учета составляемых работниками актов. Оказалось, что номера актов писались от руки. Это открывало путь к бесчисленным нарушениям. Для того, чтобы исключить такие вольности, с 19 апреля сотрудники получают предварительно пронумерованные акты и установлен строгий их учет.

Нарушители должны нести наказания!

С приходом нового руководителя деятельность юридического отдела принял новый оборот. Сейчас отдел выполняет большой объем работы. Чтобы осилить его пришлось идти на радикальные шаги. Оказалось, что из четырех сотрудников этого отдела только один имел высшее юридическое образование, еще один являлся выпускником юридического колледжа, а остальные двое – не имели соответствующего образования.

Для сравнения работы юридического отдела до и после прихода нового руководителя приведем некоторые факты. Так, с 1 января до 12 апреля 2016 года было подано 138 исковых заявлений на сумму 3 млрд. сумов, основная доля которых приходится на дебиторские задолженности предприятия «Иссиклик манбаи». Такие «мертвые долги» копились годами и получить их очень трудно, иногда невозможно.

За период с 12 апреля по конец августа в судебные органы были переданы 116 исковых заявлений на сумму 5 млрд. сумов по оптовым потребителям, 404 исковых заявлений на 1,5 млрд. сумов по дебиторской задолженности населения и возмещению нанесенного ущерба, а также 7 исковых заявлений на сумму 1,4 млрд. сумов за незаконную врезку к газопроводным трубам. Кроме того, в правоохранительные органы было передано 110 заявлений, составленных на основе обращений граждан о незаконных действиях инспекторов.

Всего за этот период в судебные органы были переданы 527 исковых заявлений на общую сумму 7,9 млрд. сумов.

Следует отметить, что выявление и наказание оптовых потребителей, нарушивших существующие законы и нормы, имеет далеко идущие последствия. Другие потребители, например, кирпичные заводы, цеха по производству алебастра, извести, сотни лепешечных цехов, которые до этого пользовались особым статусом и обходились «благодарностью» в адрес своих покровителей, теперь поняли, что времена изменились, надо работать законно или вообще закрыть свое дело.

Говоря об этом, Ш.Хамидов привел в пример предпринимателя, который благодаря своим покровителям, газом пользовался, но оплату не производил. По его словам, в махалле Мотрид обнаружили лепешечный цех, где были установлены 17 печей-тандыров и трудились около ста работников. Хозяин дома, кстати, ходжи, человек, совершивший священный хадж, даже и не думал платить за газ. «Нанесенный ими ущерб оценен в 62 млн. сумов и около половины этой суммы он уже внес в кассу филиала «Самаркандшахаргаз», – сказал Хамидов.

Приведенные факты говорят о том, что с приходом нового руководителя произошло немало позитивных изменений в работе филиала «Самаркандшахаргаз». Несмотря на это в УП «Марказгазтаъминот» имеются люди, которым не по душе такая активная деятельность А.Бахриева и они стараются препятствовать его работе. Так, при приеме на работу устанавливаются бюрократические барьеры со стороны отдела кадров облгаза. Но мы не будем на этом подробно останавливаться, так как данной проблемой занимаются компетентные органы.

Положительные изменения, происходящие в филиале «Самаркандшахаргаз», не только благо для газового хозяйства, но и имеют большое значение для всего общества. Многим, и не только в Самаркандской области, известны проблемы с газоснабжением особенно в осенне-зимний период, а также мытарства граждан, которые для получения какого-то документа, скажем, справки, вынуждены обивать пороги рай- и горгазов.

Можно надеяться, что с постепенным уменьшением дебиторской задолженности города, а в перспективе всей Самаркандской области, компания «Узтрансгаз» увеличит норму подачи газа так как, при постоянном росте долга потребителей ни эта организация, ни местные власти, не были заинтересованы в повышении объема подаваемого газа. Если к началу отопительного сезона собираемые денежные средства будет превышать объем израсходованного газа, тогда можно ожидать и подачи газа в нужном объеме. И население будет довольно, и никто не скажет, что проблема с газоснабжением связана с увеличением поставки газа за рубеж.
Может быть, объективно оценив деятельность филиала «Самаркандшахаргаз» за последние пять месяцев, стоит предпринять практические шаги для внедрения  положительного опыта в области, а в дальнейшем и в других регионах республики?
Тошпулат Рахматуллаев
Сайт «Новости Узбекистана», раздел «Общество», 15.09.2016



Комментариев нет:

Отправить комментарий