Почему в Самарканде с каждым днем вырубка деревьев приобретает всё более массовый характер?
Рассмотрим несколько примеров, показывающие отсутствие здравого смысла в вырубке деревьев, когда можно было оставить их, в крайнем случае, большую их часть.
Например, чем мотивирована вырубка многолетних чинар у 37-школы? Деревья никак не мешали проезжей части улицы, так как находились за ее чертой. Притом там, где росли деревья, собираются возводить зеленую зону. Разве деревья портили бы её вид? Они же могли стать неотъемлемой частью зеленой зоны района!
Хотел узнать об этом мнение директора 37-школы Замиры
Акрамовой и председателя схода граждан махалли Сиабча, на территории которой
расположена школа, Мурада Гулямова. Было видно, что они очень сожалеют о том,
что случилось, но выразить открыто своего мнения опасались. От них узнал, что
рубкой деревьев руководили чиновники из городского хокимията. По их словам, до
начала вырубки был здесь хоким города Акбар Шукуров, но он дал указание
вырубить только больных деревьев, которых было здесь всего два. Но уничтожили…
10. Среди них были огромные чинары. Зато оставили три кривых и больных дерева.
При расширении улицы Орзу Махмудова были уничтожены десятки
деревьев. Многие из них никому не мешали и их можно было оставить. На снимке
видны десятки пней, которые оказались за ирригационной системой, разделяющей
проезжую часть дороги от тротуара. Если оставили бы эти деревья, их густая тень
служила бы прохожим прохладой.
Такую же рубку деревьев, которую невозможно объяснить, мы
увидели на улице Фирдавси, на участке от улицы Джами до улицы Лутфи. Здесь еще
не начаты ремонтные работы, а срубили много чинар, диаметр некоторых из них
доходил до 1,5 метра.
На улице Узбекистан, прямо напротив здания городского управления благоустройства, срубили несколько деревьев, которые росли за арыком, у кромки тротуара. Они не мешали расширению проезжей части улицы.
На улице Узбекистан, прямо напротив здания городского управления благоустройства, срубили несколько деревьев, которые росли за арыком, у кромки тротуара. Они не мешали расширению проезжей части улицы.
Особенно удивляет одно «нововведение», которое никто, нигде
не мог придумать, кроме самаркандских «защитников природы». Речь идет о снятии
кольцом кору платана. На улице Алишера Навои, вдоль стены Центрального парка
культуры и отдыха содрали кору более десяти платана кольцом на высоте полметра
и более. Ведь без коры деревья гибнут! Кто и с какой целью это сделал?
Причина этого случая стала известна из беседы с начальником
управления благоустройства города Самарканда Мамуром Мусиновым. «Те, кто
побелили деревья известковым раствором, допустили оплошность, так как белили
кору чинар на разной высоте. Это выглядело некрасиво. Поэтому содрали кору всех
деревьев кольцом на одном уровне», – сказал он.
«Почему выбрали такой странный путь наведения красоты? Если хотели эстетичности, можно было побелить все чинары на одной высоте. Ведь эту работу осуществляли работники вашей организации! Я консультировался со специалистами, и они утверждают, что деревья гибнут, если снять с них кольцом кору», – спрашиваю у М.Мусинова. На это он спокойно ответил, что с чинарами ничего случится.
Увидев его невозмутимость, подумалось о том, что не специально ли содрали кору чинар? Может быть кто-то сильно хочет, чтобы деревья высохли? Тогда легко их спилить. Неужели некоторые чиновники пошли на такой шаг?
В последние годы у нас резко изменилось отношение чиновников к платану. Стали говорить о его вреде окружающей среде и человеку. Так ли это на самом деле?
Заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений Самаркандского госуниверситета Хислат Хайдаров считает, что утверждения о вреде чинар безосновательными. «Пусть докажут вред этого удивительного дерева. Ведь наши предки, сооружая мечеть, мавзолей или другое построение, обязательно рядом посадили чинары. Пышная крона очищает атмосферу, а мощная корневая система укрепляет почву, препятствует засолению земель. Эти деревья отличаются устойчивостью к болезням и вредителям». По словам моего собеседника именно поэтому во многих странах для озеленения используют платан.
Эти слова ученого подтверждает и всезнающая «Википедия»: «Благодаря ценности платанов в декоративном отношении и высокой стойкости против атмосферных загрязнений сейчас в городах Европы происходит процесс замены ими менее устойчивых пород, таких как каштаны, клёны, липы, тополя и другие».
Действительно, мне самому удалось увидеть целые чинаровые рощи в Германии, Бельгии и Франции. Там никто не говорит о вреде платанов для здоровья человека и тем более не собирается их уничтожить.
А мы поступаем наоборот. Вместо чинар высаживаем ели и другие деревья хвойных пород, которые в условиях нашего жаркого климата не могут быть источником тени и прохлады.
Отрицательные последствие вырубки чинар можно увидеть на примере Центрального парка культуры и отдыха Самарканда. Несколько лет тому назад здесь срубили все вековые чинары и другие деревья, посаженные 50-80 лет тому назад. Вместо них посадили ели. В итоге у нас есть парк, где днем и даже вечером почти никого не бывает.
Чем у нас «провинилась» чинара? Почему против него ополчились чиновники? Здесь можно говорить о двух факторах, которые стали причинами такого недоброго отношения к этому дереву. Первый из этих факторов, связан с тем, что древесина чинара считается ценным источником сырья для мебельной промышленности. Дерево всегда высоко ценилось благодаря своим физико-механическим свойствам. Чинара используется для изготовления дорогой мебели, напольного покрытия, оформления интерьеров и для выполнения различных отделочных работ.
По мнению мебельщиков, платан легко обрабатывается вручную и на станках, дает доброкачественную гладкую поверхность. Древесина неплохо протравливается красителями, полируется и склеивается.
Второй причиной ненависти отдельных чиновников к платану – это его опавшие листья. Не раз мне приходилось слышать от работников управления городского благоустройства о том, что листья других деревьев полностью опадают осенью и к началу зимы уже и следа не остается от них. А листья платана до весны сохраняются и становятся источником загрязнения города. Приходится постоянно следить за ними и убирать скверы, улицы и площади. Особенно много сил и время уходит на уборку Университетского бульвара, где растут десятки вековых чинар.
Чем Вы объясните массовую вырубку деревьев? На этот мой вопрос М.Мусинов ответил, что все согласовано с областным комитетом охраны природы. «Без разрешения этой организации мы не имеем право рубить ни одного дерева», – сказал он.
Чтобы узнать мнение специалистов отправился в областной комитет охраны природы. Хотя было уже десять часов утра, на месте не оказались ни заместителя председателя, ни начальник отдела, которые могли ответить на мои вопросы. Один из сотрудников узнав о цели моего визита, не смог сдержать свое возмущения и резко отреагировал: «Почему управление благоустройства обвиняет нас во всех грехах. Оно часто нас ставят перед фактом: сначала срубают деревья, а потом требуют подготовить соответствующие документы».
Удалось мне познакомиться и с официальным мнением руководства областного комитета охраны природы по описываемой проблеме. Это был ответ заместителя председателя этой организации Мирзаахмада Мамедова на письменный запрос объединенной редакций областных газет от 13 июля. В нем сообщается, что вырублено 249 деревьев на основе протокола заседания, утвержденного хокимом города Самарканда от 16 июня и письма его заместителя от 24 июня.
Видите, что получается: за 19 дней, т.е. с 24 июня до 13 июля успели срубить 249 дерева. На самом деле так усердно работали? Или всё таки прав сотрудник областного комитета охраны природы, который говорил, что работники управления благоустройства сначала уничтожают деревья, а потом обращаются за оформлением нужных бумаг?
Такое отношение к деревьям, которые называют «легкими города», вызвало волну негодований жителей Самарканда. В социальных сетях люди разных возрастов предлагают «что-то делать», чтобы остановить незаконную рубку деревьев. Один из таких пользователей Шохин Афзалов пишет: «Вместо того, чтобы ухаживать за деревьями, которые очищают нам воздух и поглощают все вредные вещества, мы их уничтожаем. Это не правильно, когда мы говорим, что мы все беспомощны и должны сидеть сложа руки. Надо питаться хоть что-то делать, чтобы остановить этот вандализм».
По мнению отдельных пользователей, пренебрежительное отношение некоторых чиновников к законам об охране природы связано и с равнодушием граждан, ведь общественность молчит. Люде не знают, что делать в таких ситуациях, к кому и как правильно необходимо обратиться. Поэтому важней задачей для всех - является повышение экологической грамотности и информированности населения.
При отсутствии точной информации люди начинают придумывать разные, порой мифические версии. Одна из пользователей соцсети пишет: сегодня разговаривала со знакомым чиновником по поводу этой проблемы. Он сказал, что все это делается по приказу городских властей, чтобы наши красивые здания были хорошо видны.
Если организации, имеющие отношения к такой важной проблеме, своевременно объяснили бы ситуацию, то не оставили места для слухов.
И самое главное, информированные граждане могли предотвратить бессмысленную рубку деревьев.
Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ
«Почему выбрали такой странный путь наведения красоты? Если хотели эстетичности, можно было побелить все чинары на одной высоте. Ведь эту работу осуществляли работники вашей организации! Я консультировался со специалистами, и они утверждают, что деревья гибнут, если снять с них кольцом кору», – спрашиваю у М.Мусинова. На это он спокойно ответил, что с чинарами ничего случится.
Увидев его невозмутимость, подумалось о том, что не специально ли содрали кору чинар? Может быть кто-то сильно хочет, чтобы деревья высохли? Тогда легко их спилить. Неужели некоторые чиновники пошли на такой шаг?
В последние годы у нас резко изменилось отношение чиновников к платану. Стали говорить о его вреде окружающей среде и человеку. Так ли это на самом деле?
Заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений Самаркандского госуниверситета Хислат Хайдаров считает, что утверждения о вреде чинар безосновательными. «Пусть докажут вред этого удивительного дерева. Ведь наши предки, сооружая мечеть, мавзолей или другое построение, обязательно рядом посадили чинары. Пышная крона очищает атмосферу, а мощная корневая система укрепляет почву, препятствует засолению земель. Эти деревья отличаются устойчивостью к болезням и вредителям». По словам моего собеседника именно поэтому во многих странах для озеленения используют платан.
Эти слова ученого подтверждает и всезнающая «Википедия»: «Благодаря ценности платанов в декоративном отношении и высокой стойкости против атмосферных загрязнений сейчас в городах Европы происходит процесс замены ими менее устойчивых пород, таких как каштаны, клёны, липы, тополя и другие».
Действительно, мне самому удалось увидеть целые чинаровые рощи в Германии, Бельгии и Франции. Там никто не говорит о вреде платанов для здоровья человека и тем более не собирается их уничтожить.
А мы поступаем наоборот. Вместо чинар высаживаем ели и другие деревья хвойных пород, которые в условиях нашего жаркого климата не могут быть источником тени и прохлады.
Отрицательные последствие вырубки чинар можно увидеть на примере Центрального парка культуры и отдыха Самарканда. Несколько лет тому назад здесь срубили все вековые чинары и другие деревья, посаженные 50-80 лет тому назад. Вместо них посадили ели. В итоге у нас есть парк, где днем и даже вечером почти никого не бывает.
Чем у нас «провинилась» чинара? Почему против него ополчились чиновники? Здесь можно говорить о двух факторах, которые стали причинами такого недоброго отношения к этому дереву. Первый из этих факторов, связан с тем, что древесина чинара считается ценным источником сырья для мебельной промышленности. Дерево всегда высоко ценилось благодаря своим физико-механическим свойствам. Чинара используется для изготовления дорогой мебели, напольного покрытия, оформления интерьеров и для выполнения различных отделочных работ.
По мнению мебельщиков, платан легко обрабатывается вручную и на станках, дает доброкачественную гладкую поверхность. Древесина неплохо протравливается красителями, полируется и склеивается.
Второй причиной ненависти отдельных чиновников к платану – это его опавшие листья. Не раз мне приходилось слышать от работников управления городского благоустройства о том, что листья других деревьев полностью опадают осенью и к началу зимы уже и следа не остается от них. А листья платана до весны сохраняются и становятся источником загрязнения города. Приходится постоянно следить за ними и убирать скверы, улицы и площади. Особенно много сил и время уходит на уборку Университетского бульвара, где растут десятки вековых чинар.
Чем Вы объясните массовую вырубку деревьев? На этот мой вопрос М.Мусинов ответил, что все согласовано с областным комитетом охраны природы. «Без разрешения этой организации мы не имеем право рубить ни одного дерева», – сказал он.
Чтобы узнать мнение специалистов отправился в областной комитет охраны природы. Хотя было уже десять часов утра, на месте не оказались ни заместителя председателя, ни начальник отдела, которые могли ответить на мои вопросы. Один из сотрудников узнав о цели моего визита, не смог сдержать свое возмущения и резко отреагировал: «Почему управление благоустройства обвиняет нас во всех грехах. Оно часто нас ставят перед фактом: сначала срубают деревья, а потом требуют подготовить соответствующие документы».
Удалось мне познакомиться и с официальным мнением руководства областного комитета охраны природы по описываемой проблеме. Это был ответ заместителя председателя этой организации Мирзаахмада Мамедова на письменный запрос объединенной редакций областных газет от 13 июля. В нем сообщается, что вырублено 249 деревьев на основе протокола заседания, утвержденного хокимом города Самарканда от 16 июня и письма его заместителя от 24 июня.
Видите, что получается: за 19 дней, т.е. с 24 июня до 13 июля успели срубить 249 дерева. На самом деле так усердно работали? Или всё таки прав сотрудник областного комитета охраны природы, который говорил, что работники управления благоустройства сначала уничтожают деревья, а потом обращаются за оформлением нужных бумаг?
Такое отношение к деревьям, которые называют «легкими города», вызвало волну негодований жителей Самарканда. В социальных сетях люди разных возрастов предлагают «что-то делать», чтобы остановить незаконную рубку деревьев. Один из таких пользователей Шохин Афзалов пишет: «Вместо того, чтобы ухаживать за деревьями, которые очищают нам воздух и поглощают все вредные вещества, мы их уничтожаем. Это не правильно, когда мы говорим, что мы все беспомощны и должны сидеть сложа руки. Надо питаться хоть что-то делать, чтобы остановить этот вандализм».
По мнению отдельных пользователей, пренебрежительное отношение некоторых чиновников к законам об охране природы связано и с равнодушием граждан, ведь общественность молчит. Люде не знают, что делать в таких ситуациях, к кому и как правильно необходимо обратиться. Поэтому важней задачей для всех - является повышение экологической грамотности и информированности населения.
При отсутствии точной информации люди начинают придумывать разные, порой мифические версии. Одна из пользователей соцсети пишет: сегодня разговаривала со знакомым чиновником по поводу этой проблемы. Он сказал, что все это делается по приказу городских властей, чтобы наши красивые здания были хорошо видны.
Если организации, имеющие отношения к такой важной проблеме, своевременно объяснили бы ситуацию, то не оставили места для слухов.
И самое главное, информированные граждане могли предотвратить бессмысленную рубку деревьев.
Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ
Сайт «Новости Узбекистана», раздел «Общество»
Для чиновников существует лишь один вопрос - Как по туже набить карманы.
ОтветитьУдалитьА наплевательское отношение в окружающей среде это признак такого же отношения к своим согражданам.