4-6 июля в Бишкеке проходил Первый Центральноазиатский эдьютон по
медиаграмотности. В нем принимали участие преподаватели кафедр и факультетов
журналистики, специалисты в области медиаобразования и работники СМИ из всех стран региона. Мероприятие было организовано
в рамках регионального проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной
Азии», финансируемого Европейским союзом.
Следует отметить,
что «эдьютон» – относительно новое понятие и является продвинутым
методическим семинаром для сферы образования (английское слово «eduthon», от «education» –
образование и «marathon» – марафон). Эдьютон отличается своим прикладным характером и нацелен на
получение новых знаний, обмена опытом, разработку идей и проектов.
Эдьютон в Бишкеке рассматривался его
организаторами как
мероприятие инновационного формата, свободная и креативная площадка, нацеленная
на получение новых знаний, разработку идей и проектов по распространению
медиаграмотности, цифровой грамотности и критического мышления.
Перед участниками эдьютона выступила интернациональная
группа экспертов–менторов, которые являются крупными специалистами в сфере
медиаобразования. Это – Иван Печишев из России, Сергей Горбачев из Украины, Айсте
Жилинскиене из Литвы, а также Асомиддин Атоев и Артем Горяйнов из Кыргызстана.
Вначале эксперты подробно раскрыли значение
понятий «медиаграмотность» и «информационная грамотность». Оказывается, в
некоторых странах об этом говорят уже
давно, уделяют должное внимание медиаобразованию детей и молодежи, сделав медиаграмотность
традиционным школьным предметом, а на факультетах журналистики имеются
отдельные учебные курсы, изданы книги и пособия. Мы, участники из Узбекистана,
исчерпали много нового из этого продвинутого семинара.
Медиаграмотность рассматривается в
качестве неотъемлемой части грамотности, которая является показателем общей культуры.
Надо отличать медиаграмотность от информационной грамотности. Первый – это умение
отобрать, понять, оценить, создать, сохранить и представить информацию. Этот вид
грамотности позволяет людям критически мыслить, анализировать информацию и
использовать ее. А второе – это умение получать, анализировать и оценивать сообщения
в разные виды медиа, а также умение компетентно общаться в мире медиа в личных
целях. Имеется следующее международное определение информационной грамотности: это способность человека осознать потребность
в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
Эксперты отметили, что хотя мы живьем в
т.н. цифровом мире, никто не учит пользователей цифровой безопасности. Конечно,
если защищаться от всего, тогда работать невозможно. Медиаграмотность не
говорит «Не смотрите!», а учит: «Смотрите внимательно, критически мыслите!». Необходимо
оценить угрозу и постоянно заниматься безопасностью, так как это – процесс. Формирование
информационной грамотности приведет к развитию критического мышления.
В ходе дискуссионной сессии сами
участники эдьютона искали ответ на вопрос «Что мешает развитию медиаграмотности
в странах Центральной Азии?». В результате дискуссии были определены следующие
факторы: отсутствие государственных программ по поддержке медиа; отсутствие квалифицированных
тренеров; пассивность гражданского общества и отсутствие критического мышления;
система существующего образования не формирует навыков критического мышления,
школьники читают, но не могут анализировать прочитанное; недостаточное развитие
образовательного и культурного уровня; отсутствие системы медиаобразования и
ряд других.
Определив факторы, мешающие развитию
медиаграмотности в странах Центральной Азии, участники определили действия,
способствующие ее развитию. Это: организация широких информационных компаний;
подключение международных организаций в повышении медиаграмотности населения
через предоставляемые гранты; повышение квалификации по медиаграмотности
педагогов, учителей, подготовка тренеров; создание учебно-методической
литературы по медиаграмотности; создание общей платформы для обмена опытом по медиаграмотности;
выпуск социальных роликов по данному направлению и др.
В ходе мероприятия мы, его участники,
ознакомились с сущностью еще одного понятия. Это – скрайбинг, который является
новейшей техникой презентации (от английского "scribe" – набрасывать
эскизы или рисунки). Речь выступавшего на ходу, тут же, иллюстрировался рисунками на листе бумаги. Две
девушки фломастером графически фиксировали выступление тренеров. Таким образом,
скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её
дополнительной информацией, превращает тезисы презентации в слова и образы,
обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Все участники эдьютона представили
организаторам свой проект по реализации полученных знаний в своих странах. Это были
образовательные проекты, продвигающие медиаграмотность, цифровую грамотность и
критическое мышление через мероприятия, семинары, конкурсы для молодежи,
сообщества. А независимое жюри отобрало пять лучших проектов, которые получат
финансовую поддержку.
Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ
Фото
автора
Самарканд-Бишкек
Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий