среда, 11 июля 2018 г.

Что мешает развитию медиаграмотности в странах Центральной Азии?



4-6 июля в Бишкеке проходил Первый Центральноазиатский эдьютон по медиаграмотности. В нем принимали участие преподаватели кафедр и факультетов журналистики, специалисты в области медиаобразования и работники СМИ  из всех стран региона. Мероприятие было организовано в рамках регионального проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским союзом.


Следует отметить, что «эдьютон» – относительно  новое понятие и является продвинутым методическим семинаром для сферы образования (английское слово  «eduthon», от «education» – образование и «marathon» – марафон). Эдьютон отличается своим прикладным характером и нацелен на получение новых знаний, обмена опытом, разработку идей и проектов.  

 Эдьютон в Бишкеке рассматривался его организаторами как мероприятие инновационного формата, свободная и креативная площадка, нацеленная на получение новых знаний, разработку идей и проектов по распространению медиаграмотности, цифровой грамотности и критического мышления.
                  
       
Перед участниками эдьютона выступила интернациональная группа экспертов–менторов, которые являются крупными специалистами в сфере медиаобразования. Это – Иван Печишев из России, Сергей Горбачев из Украины, Айсте Жилинскиене из Литвы, а также Асомиддин Атоев и Артем Горяйнов из Кыргызстана.

Вначале эксперты подробно раскрыли значение понятий «медиаграмотность» и «информационная грамотность». Оказывается, в некоторых странах об этом  говорят уже давно, уделяют должное внимание медиаобразованию детей и молодежи, сделав медиаграмотность традиционным школьным предметом, а на факультетах журналистики имеются отдельные учебные курсы, изданы книги и пособия. Мы, участники из Узбекистана, исчерпали много нового из этого продвинутого семинара.  

Медиаграмотность рассматривается в качестве неотъемлемой части грамотности, которая является показателем общей культуры. Надо отличать медиаграмотность от информационной грамотности. Первый – это умение отобрать, понять, оценить, создать, сохранить и представить информацию. Этот вид грамотности позволяет людям критически мыслить, анализировать информацию и использовать ее. А второе – это умение получать, анализировать и оценивать сообщения в разные виды медиа, а также умение компетентно общаться в мире медиа в личных целях. Имеется следующее международное определение информационной грамотности:  это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

       
Эксперты отметили, что хотя мы живьем в т.н. цифровом мире, никто не учит пользователей цифровой безопасности. Конечно, если защищаться от всего, тогда работать невозможно. Медиаграмотность не говорит «Не смотрите!», а учит: «Смотрите внимательно, критически мыслите!». Необходимо оценить угрозу и постоянно заниматься  безопасностью, так как это – процесс. Формирование информационной грамотности приведет к развитию критического мышления.

       
В ходе дискуссионной сессии сами участники эдьютона искали ответ на вопрос «Что мешает развитию медиаграмотности в странах Центральной Азии?». В результате дискуссии были определены следующие факторы: отсутствие государственных программ по поддержке медиа; отсутствие квалифицированных тренеров; пассивность гражданского общества и отсутствие критического мышления; система существующего образования не формирует навыков критического мышления, школьники читают, но не могут анализировать прочитанное; недостаточное развитие образовательного и культурного уровня; отсутствие системы медиаобразования и ряд других.

Определив факторы, мешающие развитию медиаграмотности в странах Центральной Азии, участники определили действия, способствующие ее развитию. Это: организация широких информационных компаний; подключение международных организаций в повышении медиаграмотности населения через предоставляемые гранты; повышение квалификации по медиаграмотности педагогов, учителей, подготовка тренеров; создание учебно-методической литературы по медиаграмотности; создание общей платформы для обмена опытом по медиаграмотности; выпуск социальных роликов по данному направлению и др.

        
В ходе мероприятия мы, его участники, ознакомились с сущностью еще одного понятия. Это – скрайбинг, который является новейшей техникой презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки). Речь выступавшего на ходу, тут же,  иллюстрировался рисунками на листе бумаги. Две девушки фломастером графически фиксировали выступление тренеров. Таким образом, скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией, превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.

         
Все участники эдьютона представили организаторам свой проект по реализации полученных знаний в своих странах. Это были образовательные проекты, продвигающие медиаграмотность, цифровую грамотность и критическое мышление через мероприятия, семинары, конкурсы для молодежи, сообщества. А независимое жюри отобрало пять лучших проектов, которые получат финансовую поддержку. 

Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ

Фото  автора

Самарканд-Бишкек



Комментариев нет:

Отправить комментарий