среда, 10 октября 2018 г.

Проблемы пассажирского транспорта Самарканда: откуда ноги растут?

О проблемах общественного транспорта Самарканда говориться давно. Их накопилось много. Годами они не решаются, наоборот, к существующим добавляется новые.

К подобным недостаткам относятся низкая культура вождения, неопрятный внешний вид водителей и кондукторов, отсутствие на остановках нормального расписания движение автобусов. Также водители не соблюдают графика, устраивают гонку на дорогах, с наступлением темноты на дорогах города автобусы практически исчезают. К числу недостатков можно отнести также отсутствия автобусного сообщения между отдельными крупными жилыми массивами. Население некоторых кишлаков и махаллинских сходов граждан не связано с районным или областным центрами посредством общественного транспорта. Этот список можно продолжить.

Если нужды людей нипочем, а как с выполнением постановления Президента?

Почему в течение многих лет остаются нерешенными недостатки и упущения в работе общественного транспорта Самарканда?  Ну, ладно. Если чиновникам нипочем нужды и проблемы простых людей, тогда что конкретного делается для выполнения постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы транспортного обслуживания населения и пассажирского автобусного сообщения в городах и селах» от 10 января 2017 года?

Чтобы найти ответ на поставленные вопросы, посетил областное управление Узбекского агентства автомобильного транспорта, побеседовал с руководителем данного предприятия Инатуллой Хамраевым и специалистами.
 
В первую очередь мне хотелось узнать о том, что сделано в области по выполнению задач, поставленных вышеназванным постановлением. Ведь документом были определены основные направления дальнейшего развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в республике. С этой целью было поручено  хокимиятам областей совместно с Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта обеспечить в двухнедельный срок разработку сетевых графиков реализации мероприятий по открытию новых автобусных маршрутов, обновление парка автобусов, строительство и реконструкция пассажирских автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов. 

Кроме того, документ предусматривает поэтапное внедрение постоянного дистанционного наблюдения за работой автобусов и микроавтобусов в режиме онлайн (GPS), а также внедрение до 1 июля 2018 года систему электронной оплаты. 

И.Хамраев во главе системы автотранспорта области находится вот уже более 15 лет. Все, что произошло и происходить в отрасли, прошло перед его глазами, с его участием. Поэтому знает обо всех проблемах.

Сначала немного цифр. В области пассажирскими перевозками занимаются 220 предприятия, все они частные. В их распоряжение имеются 788 автобусов, из них 437 – в областном центре, 147 микроавтобусов, 3729 такси и 2007 «Дамасов». Функционируют  всего 13 автостанций, 5 из которых – в городе Самарканде.

Не хватает финансирование? Нужна госдотация?

Из беседы с И.Хамраевым стало известно, что пока реально не выполнена ни одно из задач, обозначенных постановлением главы государства. Только составлена карта-схема движения автобусов по 62 направлениям. Планируется приобрести 100 новых автобусов. Как заверил собеседник, в ноябре будет действовать система GPS. А работа по внедрению системы электронной оплаты пока не завершена, хотя прошло от установленного крайнего срока более трех месяцев. 

Отвечая на вопрос о причинах отсутствия реальной маршрутной сети, автобусного сообщения между отдельными крупными жилыми массивами, а также огромных интервалов в движении автобусов, И.Хамраев сказал, что все это связано с нехваткой средств. Он в частности, отметил следующее: «Мы работаем без государственной дотации, все автопредприятия – частные. Один автобус стоит 262 млн. сумов, топливо и запчасти тоже дорогие. Поэтому, осознавая, что существующая маршрутная сеть требует коренной реконструкции, не можем на деле ее осуществить».

 Да, то, что предполагали десятки тысяч самаркандцы, озвучил начальник областного управления Агентства «Узавтотранс»: главная цель деятельности транспортников Самарканда – это как можно больше собрать денег. Получается, что автобусы были закуплены только для того, чтобы отдельные предприниматели заработали себе нужные средства.

Ради объективности следует отметить, что участники обсуждения в соцсети говорили о дотационности общественного транспорта, что почти во всех странах он держится за счет поддержки из госбюджета.

А культура обслуживания тоже зависит от финансов?

Перед тем, как написать эту статью, я через «Фейсбук» обратился жителям Самарканда высказать свое мнение о работе общественного транспорта. Было высказано немало критических замечаний, которые не связаны с финансированием.

Так, Таня Никулина пишет: «Интересно, а хамство водителей это тоже следствие недостаточного финансирования?». Людмила Шеремет в поддержку вторит: «А грязь в транспорте, особенно в автобусах? А горластые кондукторы? Позор!». Многие отмечают низкую культуру вождения водителей.

Бобур Шукуров считает, что «Самаркандская транспортная система – это красивый обман. Много что надо в ней изменить». К проблемам он относит нехватку автобусов, грубость водителей. По его мнению, режим работы автобусов существует только для галочки. На улицах города после 19.00 не встретишь автобуса, а некоторые водители уже к 17.00 выполняют установленную хозяином норму и уезжают домой. Для них главным является план, и средства идут в карман руководителя транспортной компании, который получает прибыль, но не думает о повышении культуры оказываемых услуг.

Можно много говорить о культуре обслуживания. Водители не всегда опрятно одеты, громко разговаривают по телефону, иногда ругаются, высказывая нецензурные слова. Уже много лет говориться о так называемых «кондукторах», которые давно надоели всем своим криком, грубым отношением к пассажирам. Что обидно, часто они определяют, сколько стоять автобусу на остановке, когда ехать, остановиться ли на следующей остановке.

Также много нареканий высказали самаркандцы в адрес транспортников по поводу отсутствия необходимой информации для пассажиров на остановках. Действительно, это вызывает немало неудобств особенно для гостей древнего города. Гость, находясь на остановке, не сможет определить, куда может отсюда уехать и что для этого надо сделать. Дело в том, что на остановках отсутствуют схема движения, информация о часах работы каждого конкретного маршрута, чтобы человек не ждал зря свой автобус.

Услышав о недостатках своей организации, которые не всегда связаны с финансовыми возможностями, а во многом исходят от степени умелого руководства, уровня руководителя,  И.Хамраев отметил, что постоянно работает над улучшением деятельности автохозяйств, повышения культуры обслуживания пассажиров. Но когда будут результаты?

Более двух лет тому назад, после критического выступления областной газеты о работе общественного транспорта, в управлении было проведено собрание под руководством И.Хамраева, в решении которого указывалось следующее: «в течение трёх дней заменить несовершеннолетних кондукторов лицами в возрасте от 18 до 35 лет. И обеспечить их купюрами номиналом в 100 сумов для осуществления взаиморасчётов с пассажирами. Впредь, в случае поступления жалоб со стороны населения или нарушения вышеизложенных указаний, маршрут нарушителя будет переизбран на тендерной основе и прикреплен другому водителю». Постоянный контроль над исполнением данных указаний было возложено на руководителей организаций. Но прошло много времени, а почти ничего не изменилось.

Пора руководителям автохозяйств и самим водителям надо понять, что для безопасного и надежного вождения не достаточно лишь обучиться в автошколе, получить водительское удостоверение. Человек, сидящий за рулем, обязан еще хорошенько усвоить профессиональную этику вождения и культуру поведения. Именно здесь у наших водителей имеются немалые проблемы. Когда они будет решены, тогда люди, даже те, у кого личный автомобиль, с охотой будут пользоваться общественным транспортом. Это в свою очередь, как показывает опыт некоторых развитых стран, является одним из путей уменьшении пробок на дорогах. Тогда автобусы престанут стать социальным транспортом для студентов, бедных и пенсионеров, как сейчас.

 
Тошпулат РАХМАТУЛЛАЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий